НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Март 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

15 октября российское библиотечное сообщество по всей стране проводило мероприятия в рамках VII Межрегиональной акции «День лермонтовской поэзии в библиотеке». Библиотеки нашего района уже несколько лет поддерживают инициативу коллег из Пензенской областной библиотеки для детей и юношества, которые организовали эти акцию.

 

 

 

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека –
грустного, строгого, нежного, смелого, благородного,
язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями
и волей, и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и навсегда молодого».

И. Андронников

Самые юные участники, второклассники школы № 334, ранее не были знакомы с творчеством М. Ю. Лермонтова. Но, посетив детскую библиотеку № 11, они узнали о детстве маленького Мишеля, его выдающихся литературных, музыкальных, художественных способностях. Безусловно, поэт не писал стихотворений для детей. Но самое значимое стихотворение из его раннего литературного наследия – «Парус» – стало понятным и близким для ребят благодаря участию в одноименном литературном часе с элементами мастер-класса. Коллективное панно, иллюстрирующее стихотворение, знакомство с текстом, прослушивание романса, театрализованная инсценировка – все это помогло ученикам начальной школы начать знакомство с именем гениального поэта.

Третьеклассников школы № 338 пригласили в детскую библиотеку № 12 на телемост «По следам великого поэта». Среди почетных гостей телемоста, который связал Ставрополье и Санкт-Петербург, был В. Н. Соколов-Лермонтов, правнучатый племянник поэта, историк искусства. Более подробно о проведении мероприятия можно прочесть по ссылке.

Четвероклассники, посетившие библиотеку № 7, 15 октября стали участниками поэтического часа «Недопетая песня России». Благодаря одноименному фильму о творчестве М. Ю. Лермонтова, демонстрации репродукций его картин, отражающих основные мотивы лирики поэта и викторине, школьники получили новые знания. Чтение наизусть понравившихся стихотворений, награждение наиболее талантливых чтецов завершили мероприятие.

Пятиклассники гимназии № 528 в ходе литературного урока в Центральной детской библиотеке знакомились с мистическими совпадениями в судьбе М. Ю. Лермонтова. Тайны чисел в биографии поэта, одиночество «сильного» человека в обществе, целый ряд трагических недоразумений, которые привели к гибели, интересовали ребят, еще только готовящихся изучать творчество великого поэта. Акцент на судьбе лирического героя поэта был сделан при обсуждении стихотворений «Парус» и «Сон».

Шестиклассники школы № 327 посетили литературный час в детской библиотеке № 8. Беседа о биографии Лермонтова впечатлила юных читателей, переросла в диалог, который сопровождался и мультимедийными материалами, и декламацией любимых произведений поэта. Вопросы викторины, на которые ребята активно отвечали, сделали мероприятие действительно памятным.

Изучение творчества М. Ю. Лермонтова в рамках школьной программы по русской литературе начинается в седьмом классе. Безусловно, ученикам 7-11 классов более понятны и чувство грусти, печали, одиночества, тайны и знаки судьбы, которыми так наполнены биография и творчество рано ушедшего поэта. В ЦРБ им. Соболева участие в межрегиональной акции приняли семиклассники из школы № 334. Сотрудники библиотеки подготовили презентацию, записи стихотворений, романсов на стихи М. Ю. Лермонтова в исполнении знаменитых актеров. В ходе поэтического часа «Я меж людей беспечный странник» прозвучали стихотворения: «Утес», «Осень», «Кавказ», «Нет, я не Байрон, я другой» и др.

Сотрудники библиотеки № 1 им. Н. К. Крупской провели выездную интерактивную программу «Путешествие по страницам книг Лермонтова» для учащихся Российского колледжа традиционной культуры. Знакомство с биографией поэта было основано на книге Владимира Бондаренко «Лермонтов. Мистический гений». В книге сделана попытка переосмыслить творчество и биографию Лермонтова в поисках ответов на вопросы: «Чем был знаменит шотландский род? Почему многие современники восприняли гибель поэта как убийство? Какова природа пророчеств Лермонтова? Актуально ли его творчество спустя 200 лет?» На мероприятии звучали стихи поэта в исполнении Н. Бурляева, демонстрировались фрагменты фильма «Лермонтов», где актер сыграл главную роль. Ребята читали стихи: «Молитва», «Нет, я не Байрон», «Синие горы Кавказа, приветствую вас», «И скучно, и грустно…», «Родина» и многие другие.

Самые старшие школьники – учащиеся одиннадцатого класса – в этот день стали гостями детской библиотеки № 10 им. Н. Носова. Во время беседы «Наедине с тобою, брат…» старшеклассники вспоминали биографию М. Ю. Лермонтова, который за безумно короткое время оставил литературное наследие: более 400 стихотворений, 30 поэм, 6 драм, 3 романа. Романтизм, одиночество, любовь – темы лирики поэта, которые и сегодня близки юношеству. Во время мероприятия звучали стихи Лермонтова знакомые всем школьникам: «Утёс», «Узник», «Парус», «Бородино», «Выхожу один я на дорогу…» цикл, посвящённый Е. Сушковой.

В этом году Центральная детская библиотека предложила новый формат мероприятий для взрослой публики. Все желающие могли принять участие в виртуальных дебатах «М. Ю. Лермонтов – непонятый гений» На странице библиотеки в социальной сети Вконтакте можно было стать участником виртуальных команд «Утверждения» или «Отрицания». Педагоги, библиотекари и другие участники писали о своем отношении к творчеству поэта и пророка. Все желающие могут продолжить дискуссию, продолжив комментарии под записью на стене группы от 15 октября.

Владислав Ходасевич писал о М. Ю. Лермонтове: «Лермонтов первый открыто подошел к вопросу о добре и зле не только как художник, но и как человек, первый потребовал разрешения этого вопроса как неотложной для каждого и насущной необходимости жизненной – сделал дело поэзии делом совести… Как художник он был несомненно прав. Неизбежная спутница художественного творчества – тайна». Нам бы очень хотелось, чтобы современные школьники стали ближе к этой тайне, вчитались в поэзию М. Ю. Лермонтова и прочувствовали ее всем сердцем.

Назаровская Я. Г., куратор Центра чтения