НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

21 декабря в Рыбацкой библиотеке состоялась последняя в этом году «Встреча на Устинова». На этот раз темой беседы, объединяющей школьников Рыбацкого, библиотекарей и приглашённого спикера, стал гендер в литературе. Какие книги пишутся «для мальчиков» и «для девочек», и читают ли их мальчики и девочки на самом деле? Как стереотипы о мужском и женском влияют на книги и наш выбор, что читать? Как изменилась в этом смысле литература и чего нам ждать в будущем?

Поговорить об этом мы пригласили психолога Марию Кретову. Она заканчивает магистратуру СПбГУ и работает как с детьми и подростками, так и со взрослыми.

По её опыту, многие социальные стереотипы до сих пор действуют на людей, однако молодое поколение подвержено им меньше. И школьники подтвердили это. Хотя у них и бывают проблемы, если девочка коротко стрижётся или мальчик покрасил волосы, сами они уже не придают именно гендерного значения моментам внешности. Или, если речь о литературе, – имени автора, цветам обложки и прочему. Их волнует только то, интересно ли им произведение, что говорит аннотация, а не «мужская» или «женская» эта книга и что о них подумают, возьми они в руки «неподходящую» литературу.

Очень интересным оказалось обсуждение того, почему эти вещи стали менее важны: по мнению школьников, раньше (то есть ещё лет десять-пятнадцать назад) меньше значения придавали внешним маркерам, а сейчас выделиться из толпы – однозначная ценность, каждый хочет выделиться, и для этого все средства хороши. Но дело не только в этом: по литературе хорошо видно, что во многих сферах уже нет того жёсткого разделения на мужское и женское. Хотя издатели до сих пор продолжают создавать «чёрные» и «розовые» серии, кое-где превалирует просто человеческое. Первой же детско-подростковой книгой, которую назвали школьники, был и остаётся написанный для обоих полов «Гарри Поттер». Есть и настоящая волна феминистической литературы.

Однако раз существует такая тенденция, исчезнет ли эта тема в литературе будущего? Может, лет через двадцать в феминистских произведениях уже не будет нужды, потому что не будет стереотипов и неравенства? Мария считает, что вопрос о том, чтобы понять «другого», – в том числе человека противоположного пола, – по-прежнему останется актуальным. Аудитория полагает, что, возможно, социальная тематика уже не будет звучать так остро, ведь люди станут спокойнее и доброжелательнее друг к другу. Хотелось бы, чтоб так и вышло.

Владислав Романов, библиотекарь Рыбацкой библиотеки