НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

17 марта в Рыбацкой библиотеке прошло второе мероприятие цикла «Встречи на Устинова». В ходе бесед библиотекари, приглашённые спикеры и молодёжь Рыбацкого обсуждают современную литературу, и в этот раз речь шла о скандинавских авторах. В последнее время с севера не прекращается поток популярных детективов, отличных детских книг и самых интересных литературных экспериментов. В каком-то смысле весь мир равняется на скандинавских авторов. В чём же их секрет?

Соведущим мероприятия стала Александра Николаевна Мизонова, старший преподаватель финского языка и литературы кафедры финно-угорской филологии СПбГУ. Она рассказала об истоках финской литературы – финском эпосе «Калевала» и его непростой истории, а также о современных авторах и произведениях: популярном направлении графических книг, нонфикшне, новинках юношеской литературы и признанной классике – Туве Янссон. Поговорили и о скандинавском нуаре. Подзаголовок нашей встречи, «Кровь и печеньки», оказался вполне отражающим истину: в текстах финских, шведских, датских, норвежских и исландских писателей в равной степени встречаются северная суровость и «хюгге», особенный скандинавский уют.

В поле зрения оказалось и то, как финны популяризуют чтение в школах, и каковы особенности их детской литературы, которая смело касается острых вопросов, включая тему смерти. И в целом интересно оказалось обсудить национальные особенности финской литературы и других скандинавских стран (ведь Скандинавия только со стороны кажется однородным регионом, а сами финны и вовсе не называют себя скандинавами), а также то, как они связаны с национальным менталитетом. В итоге мы остановились на особой склонности скандинавской литературы к глубокому психологизму, а именно финской – к поиску своего места в мире. Это стремление видно даже в старинных текстах, но именно сейчас оно стало небывало актуальным. Возможно, это и есть ответ на вопрос, почему же северные авторы настолько выбились вперёд.

После рассказа особенно много вопросов от слушателей было о скандинавском эпосе – не только «Калевале», но и норвежских и исландских сагах, «Старшей Эдде» и других текстах.

Следующая же встреча будет посвящена книгам, основанным на реальных событиях: в чём причина их популярности и много ли в них правды?

Владислав Романов, библиотекарь Рыбацкой библиотеки