НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Сентябрь 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

26 января 2019 г. в библиотеке № 2 им. Федора Абрамова состоялась краеведческая встреча, посвященная 275-летию со времени основания Императорского фарфорового завода.

Юбилей этого всемирно известного предприятия – одна из важнейших памятных дат наступившего года в области российской культуры и техники. Тем более что и сам завод расположен в Невском районе, совсем рядом с Ивановской улицей.

В начале встречи краткий экскурс в историю фарфорового производства сделал Г. Г. Мартынов. Он напомнил присутствовавшим, что порцелан – это европейское слово, означающее фарфор, в современном русском языке оно является устаревшим, в западных языках по–прежнему существует. В Россию термин пришел при Петре I из голландского языка, но окончательно утвердился благодаря приглашенным немцам, первыми пытавшимся организовать в нашей стране фарфоровое производство.

Фарфор – «белое золото», как известно, впервые появился в VI веке в Китае, в средние века достигшего совершенства в его производстве, но эта важнейшая государственная тайна охранялась настолько строго, что получить к ней доступ в течение многих веков никому из посторонних так и не удалось. Несмотря на ряд более или менее успешных попыток, европейские химики окончательно смогли найти свой секрет изготовления фарфора лишь к началу XVIII века. Первая в Европе фарфоровая мануфактура открылась в 1710 г. в саксонском городе Мейсене.

Существует предание, что императрица Елизавета Петровна, прихлебывая кофий из заграничной фарфоровой чашечки, не уставала повторять: «Хочу свой фарфор, русский!» В 1744 г. в Петербург был приглашен мейсенский мастер Христофор Гунгер – в связи с этим на одном из кирпичных заводов, построенных на Шлиссельбургском тракте еще при Петре I, – и была основана Невская порцелиновая мануфактура. Однако в секреты мастерства Гунгер, по-видимому, оказался посвящен недостаточно и за четыре года особенных успехов не добился – чашки у него получались невзрачные и кривые.

Ситуацию спас Дмитрий Иванович Виноградов (1720‒1758), один из тех трех молодых людей, отправленных в 1736 г. в Германию на обучение химии, горному делу, физике и т. д. (вторым из них был Густав Райзер, затем занявший видное место в горной промышленности Урала, третьим – всем известный Михаил Ломоносов).

Дмитрий Виноградов с самого начала, то есть с 1744 г., был приставлен к Гунгеру в качестве «ученика», но как по обыкновению случается с талантливыми людьми, очень скоро превзошел своего «учителя», сумев открыть способ получения твердого фарфора из отечественного сырья, тем самым став основоположником его производства в России. Он умер в 38 лет (в XVIII веке химики долго не жили), и выполненные им самим фарфоровые изделия представляют огромную ценность – до настоящего времени их сохранилось всего девять, и все они находятся в музеях.

Россия стала третьей страной в Европе, наладившей фарфоровое производство. В 1765 г. Невская порцелиновая мануфактура получила наименование Императорского фарфорового завода.

Художественный фарфор – предмет роскоши; так было всегда в прошлом и по-прежнему остается теперь. Дешевым, даже относительно, он быть не может – слишком высоки затраты этого кропотливого, до сих пор почти полностью ручного труда. Поэтому с самого начала Императорский фарфоровый завод, что отразилось уже в самом его названии, прежде всего, выполнял, заказы Высочайшего двора, Малого двора (наследника) и верхушки российской аристократии.

Предметы получались великолепные, по своему качеству и оформлению нисколько не уступавшие продукции европейских фарфоровых заводов. Впрочем, фарфор – это не просто смесь химических элементов и обжига; правильнее будет говорить о том, что каждый завод имел собственные секреты производства и свою, безошибочно угадываемую манеру исполнения изделий. И по сей день Мейсен, Севр, Лимож, Дрезден, Императорский фарфоровый завод – не имеющие аналогов эталоны, сохраняющие и развивающие собственные богатейшие культурные традиции.

Разумеется, история Императорского фарфорового завода – это еще и история жизней сотен и тысяч мастеров, формовщиков, скульпторов, резчиков, художников… Кто-то из них имеет всемирную известность, но подавляющее большинство имен знает лишь узкий круг посвященных – такова уж специфика этого вида деятельности.

С подробным рассказом о двух династиях мастеров Императорского фарфорового завода выступила на встрече ведущий историк-краевед Невского района Вера Федоровна Андрейчева – автор книг «Александровское. Мурзинка. Фарфоровый завод. Забытое об известном» (2012) и «Малая Рыбная слобода. Уткина заводь. Клочки и Киновия» (2015) и многочисленных публикаций в периодике и сборниках.

История семей Щетининых и Ивановых отчетливо прослеживается с конца XVIII – начала XIX века. Первые из них появились в селе Фарфоровом в 1790-х гг., когда здесь поселился осташковский мещанин Михаил Ильин Щетинин с женой и тремя детьми. Живописцами стали его сыновья Иван и Нил, художником Императорского фарфорового завода служил и сын последнего Петр, женившийся на Анне Нестеровой, дочери заводского же живописца. Среди прочего, интересно было узнать, что их внуком (по материнской линии) является композитор Александр Скрябин, сын Любови Петровны Щетининой и студента Московского университета Николая Скрябина, впоследствии ставшего видным дипломатом.

Любопытны и биографии сыновей Петра и Анны Щетининых. В 1891 г. Павел, имевший звание народного учителя, открыл в селении Фарфорового завода – в доме, построенном его отцом,– школу для нищих детей, постепенно расширив ее до целой сети в поселениях вдоль Невы. В истории русского искусства свое место занимает его брат Николай, в 1865 г. окончивший Академию художеств и обладавший званием классного художника II степени по живописи портретной…

Завещание петербургского купца Иуды Иванова, по которому он оставлял все свое имущество «отпущенной вечно на волю» от бухгалтера Императорского фарфорового завода «девке» Елене Алексеевой, как «жившей у него в служении» и какому-то из двух ее незаконнорожденных сыновей (имя не названо), упоминается в документах 1807 г.

Сыновей Елены звали Иван и Петр, обоих она умудрилась записать Иудовичами Ивановыми, оба учились в заводской школе Императорского фарфорового завода и стали скульпторами (резчиками). Петр Иудин (предположительно, родился в 1806 г., скончался в 1856 г.) за свои работы получал денежные награды, золотые и серебряные медали.

Для работ П. У. Иванова на заводе была даже выделена и оборудована отдельная комната. Наиболее известное его произведение – фарфоровый букет, выполненный для показа на Первой всемирной выставке в Лондоне (1851), но по счастливой случайности туда не попавший, а потому сохранившийся практически в первозданном виде. Он выставлен в музее фарфора Императорского фарфорового завода. Технология изготовления букета – уникальна, повторить его до сих пор никому не удалось.

Биографии сыновей Петра ИвановаИвана и Андрея также связаны с фарфоровым заводом, на котором они служили мастерами. Известно, что в 1877 г. последний из них получил звание личного, а затем и потомственного почетного гражданина…

Вообще, раскапывать подробности жизни людей, отделенных от нас многими поколениями и внесших свой вклад в историю города и страны, всегда интересно.

Не менее любопытно исследовать и процесс освоения и застройки местности. Когда-то округа Фарфорового завода выглядела совсем иначе – здесь находились участки с частными домами Ивановых (Иудиных), Щетининых, Нестеровых и многих других.

После того, как в 1930-х гг. на Ивановской улице, ставшей частью Центральной дуговой магистрали, развернулось новое жилищное строительство, территория оказалась почти полностью перепланирована – теперь ее прежний облик можно увидеть только на старых изображениях. Не сохранилась и могила Дмитрия Виноградова, похороненного на Спасо-Преображенском (Фарфоровом) кладбище, варварски уничтоженном вместе с многочисленными захоронениями представителей династий мастеров русского фарфора.

…Остались уникальные произведения искусства, хранящиеся в музеях и частных собраниях, а значит, сохраняется и память об их создателях, традиции которых продолжили и развили потомки.

На левом берегу Невы, в корпусах современного Императорского фарфорового завода, по-прежнему рождается изысканно красивое чудо – непреходящая ценность, которая дает ощущение вечности и стабильности.

Г. Г. Мартынов, библиотекарь II категории библиотеки № 2 им. Федора Абрамова