НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

8 декабря в библиотеке им. Ф. Абрамова прошла встреча, посвященная Чехии и чехам, народу западнославянской группы славянской семьи языков. Рассказ начался с демонстрации видов рождественской и новогодней Праги, столицы Чехии. Ввиду приближения зимних праздников уместно было напомнить, что Прага, по мнению очень многих европейцев (и также наших соотечественников), – город, наиболее всего ассоциирующийся с Рождеством и Новым годом.

С 1918 г. до начала 90-х гг. Республика Чехия и Республика Словакия составляли единое государство – Чехословакию. Большинство гостей встречи, люди среднего и старшего поколения, очень хорошо помнят этот период и с интересом и теплотой вспоминают о чехословацко-советских культурных и экономических связях. Одним из самых ярких символов этих связей были в свое время предметы из так называемого «богемского хрусталя» – изделия из «чешского стекла». Эта отрасль – гордость чешской художественной промышленности хорошо функционирует и в настоящее время. Сам «богемский хрусталь» – стекло особой выработки, поташное стекло – стекло, масса для которого приготавливалась с использованием поташа – пришел на смену изделиям, вырезанным из горного хрусталя и украшенными резьбой. Это ремесло существовало в Чехии в раннее средневековье и возродилось в XVI в. Предметы из тугоплавкого поташного стекла поддавались глубокой резьбе, гравировке и огранке, напоминающей огранку драгоценных камней. Великолепный внешний вид этих изделий снискал «богемскому хрусталю» заслуженную славу во всей Европе. Позднее, особенно в XX в. чешские мастера из г. Яблонец, что на севере страны, стали изготавливать исключительные по красоте и оригинальности украшения с использованием «богемского хрусталя». Эта «чешская бижутерия» у советских женщин пользовалась «бешеной» популярностью.

Чехия в древности называлась Богемией, ведь ее современная территория (она географически совпадает с этнической территорией ранних чешских племен) с конца I тысячелетия до н.э. была заселена кельтским племенем боев. Отсюда, через латинское название земли боев – Bohemia – и пошло это название. Позднее эта земля заселялась германскими племенами. Время, когда здесь поселились славяне точно определись трудно, но в середине I тысячелетия н.э. в Богемии уже проживали славянские племена и племенные союзы, условно называемые в науке чехо-моравскими. В XI в. восточными соседями чехо-моравских племен стали авары, занявшие Паннонию и образовавшие Аварский каганат. Они совершали набеги на славян, многие племена покорили. Восстание против аваров под руководством Само, жителя Франкского королевства, но по происхождению славянина, привело к созданию первого государства западных славян – Державы Само. Оно усиливалось, расширяло свои границы, успешно противостояло врагам, но после смерти Само распалось.

В VIII–X вв. на этой территории возникло, укрепилось и успешно существовало Великоморавское княжество (о нем было рассказано на встрече, посвященной Словакии), из которого в конце IX в. выделилось Чешское княжество. Согласно легенде, первый чешский князь происходил из рода крестьянина Пржемысла. Он стал родоначальником славного рода Пржемысловичей, члены которого укрепили и объединили Чехию в единое государство. Один из первых Пржемысловичей Буривой принял христианство. Его потомки – князья Болеслав, Бржетислав, Вацлав успешно боролись и с внутренней усобицей, и с внешними врагами, особенно с Франкским королевством, для которого земли Чехии были очень желанны. В начале XIV в. род Пржемысловичей прервался, и за чешскую корону (а Чехия к этому времени уже была королевством) боролись многие европейские властители. Нечешские правители очень ослабили и разорили страну.

«Золотым веком» средневековой Чехии считается время правления Карла I (1346 – 1378 гг.), когда нечешский по происхождению король (он был внуком германского императора Генриха VII) смог своим разумным и дальновидным правление создать условия для хозяйственного и культурного подъема. Карл покровительствовал ремеслам, искусствам, науке. При нем был основан знаменитый университет, названный Карловым, успешно действующий в Чехии и сейчас. Карл украсил Прагу многими архитектурными шедеврами, например, Карловым мостом через Влтаву.

В XV в. Чехию и всю Европу протрясли гуситские войны. Было рассказано о Яне Гусе, его учении, последователях, о событиях гуситских войн и их военных руководителях – Яне Жижке, Прокопе Большом.

В середине XVI в. Центральная Европа вошла в противоборство с Турцией. После поражения Венгрии, Чехия была вынуждена заключить политический союз с Австрией, избрав чешским королем Фердинанда Габсбурга. Первоначально предусматривалась полная автономия Чехии в составе Австрии. Но очень скоро Австрия начала резкую политику подчинения Чехии, ее германизации. Это послужило причиной антиавстрийских выступлений, самое серьезное из которых в 1618 – 1620 гг. (противоборство Протестантской унии и Католический лиги) закончилось окончательной потерей Чехии своей самостоятельности и превращения ее в провинцию Австрии.

В составе австрийских войск чехи воевали в Первую мировою войну. Но имела место массовая сдача в российский плен и вступление в Чехословацкий легион, созданный в России из проживавших там чехов и словаков еще в начале войны и успешно воевавший против Австро-Венгрии.

Чехи и словаки всегда ощущали себя родственными народами. Особое сближение их началось еще во времена гуситских войн и постоянно укреплялось. Поэтому в XIX в. возникла идея «чехословакизма» – единства чешского и словацкого народа и необходимости создания общего чехословацкого государства. После распада Австро-Венгрии это удалось осуществить, и в 1918 г. появилось новое государство – Чехословакия. Этот факт был зафиксирован в документах о результатах Первой мировой войны.

В межвоенный период Чехословакия развивалась как буржуазно-демократическая республика, заключила ряд договоров с Советской Россией. В 1938 г. единая страна перестала существовать, будучи разделенной между фашистской Германией, Венгрией и Польшей. Чехия стала германским «протекторатом Богемия», а Словакия, хотя и получила формальную независимость, политически и экономически была полностью подчинена Германии. Словаки призывались в немецкую армию и, как в годы Первой мировой войны, массово сдавались в русский плен с тем, чтобы вместе чехами (в 1943 г. на территории Советского Союза начали формироваться чехословацкие воинские подразделения) сражаться против фашизма. Весной 1945 г. совместными усилиями Советской Армии и Чехословацкого корпуса Чехословакия была освобождена.

В беседе была затронута острая тема печальных событий «Пражской весны» 1968 г. Обсуждение этого вопроса вызвало небольшую дискуссию гостей встречи.

Было рассказано о культуре Чехии, о некоторых ярких ее представителях. Была упомянуты имена выдающихся чешских политиков, таких как Т. Масарик и Э. Бенеш, стоявших у начал чехословацкой государственности.

Беседа вызвала живой отклик, гости обменивались воспоминаниями и впечатлениями.

Светлана Витальевна Столярова, историк, читательница библиотеки, ведущая встречи