НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Июнь 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

14 октября в библиотеке № 2 им. Федора Абрамова, состоялась очередная встреча из авторского цикла Ольги Александровны Быстровой «Всяк сущий в ней язык…». Первоначально он задумывался как цикл бесед, посвященных истории и культуре финно-угорских народов нашей страны. Но т.к. эта тема оказалась весьма интересной посетителям библиотеки, то было решено провести встречи, посвященные и тем представителями этой группы народов, которые живут в других странах и имеют свои национальные государства. Это Эстония, Финляндия и Венгрия. Именно Венгрии и была посвящена последняя встреча. Рассказывала как обычно историк С. В. Столярова.

Венгрия – страна хорошо известная и любимая в России. Наши страны связывают давние исторические, политические, экономические и культурные связи. Особенно тесными они были в советское время, хотя не лишенными и многих противоречий и даже драматических событий. В разговоре о Венгрии, прежде всего, вспоминается бесподобная красота и разнообразие ее природы. Здесь и горы – склоны Карпат, и долины – прикарпатская низменность и леса с высокими и сильными деревьями, но не дремучие, а напротив – очень светлые. И даже теперешняя столица страны Будапешт (а их у нее в разное время было несколько, начиная с древнейшей, города Эстергом на севере Венгрии) ярко представляет собой одновременно разнообразие и единство. Ведь прежде это было два города - Пешт и Буда, располагавшиеся напротив друг друга по берегам прекрасного Дуная. Объединенные в конце XIX века в одно целое (надо, правда, упомянуть, что в столицу было также включено городское образование Обуда), гористая правобережная Буда и равнинный, изобилующий парками и садами левобережный Пешт являют собой два лица оного города. Говоря о Венгрии, мы сразу вспоминаем великого венгерского поэта Шандора Петёфи, отдавшего жизнь за свою страну в возрасте 26 лет. Вспоминаем мы «огневой чардаш», бесподобную музыку гениального венгра Веронца Листа. Но мало кто вспомнит, а может быть даже и не знает, что как народ, мадьяры – а именно так звучит их самоназвание - зарождались на территории нашей страны, в районе Южного Предуралья. Венгры - народ так называемой угорской группы финно-угорской семьи языков. Их «родными братьями» являются проживающие в Западной Сибири обские Угрыханты и манси. Ханты, манси и мадьяры некогда представляли собой единый угорский народ, который со временем начал расселяться в разных направлениях и обособляться в самостоятельные народности. Обские Угры отошли восточнее, к рекам обского бассейна и частично остались в Предуралье, а предки будущих мадьяр (кстати, этот этноним восходит еще ко времени единого угорского языка) начали продвигаться южнее и западнее. Здесь они входят в соприкосновение с тюркскими народами. Один из таких народов, вернее одно из тюркских племен носило имя «онагру». Мадьяры, вероятно, находились с ним в таком тесном контакте, что тюркоязычный этноним был перенесен на финно-угорский мадьяр. «Оногоур» в произношении европейских языков и приобрел звучание, близкое современному «Hungaria» - Венгрия. Средневековые хроники доносят до нас рассказ о том, что мадьяры имели на территории нашей страны нечто в духе ранних государственных образований – Леведию, которую современные исследователи помещают в междуречье Днепра и Дона и Ателькузу, предположительно в Северном Причерноморье. Оттуда примерно в IX в. венгры и пришли, пройдя карпатскими перевалами в Среднее Подунавье. Венгерская традиция для этого события – «обретения Родины» - называет точную дату – 896 год и называет имя вождя, под предводительством которого это произошло – Арпад. Арпад положил начало целой династии сначала князей, а затем королей Венгрии. Среди них первый мадьярский король, коронованный римским папой, Иштван Святой. При нем в Венгрии было принято христианство, он же явился автором важных для страны законов.

После «обретения Родины» Венгерское королевство знало победы и неудачи. Активно присоединяя к своей территории земли других народов, Венгрия смогла стать могучим многонациональным государством, но со временем сама подпала под власть Австрии. Узнала страна и ужас иноземного завоевания – попала под власть Османской империи.

Но несмотря ни на что, Венгрия и венгры смогли сохранить свое национальное самосознание, свою национальную самобытность. Это ярко отразилось в искусстве, прежде всего в народной венгерской музыке. Этому в разговоре на встрече было уделено особое внимание. Национальная мадьярская музыка так самобытна и привлекательна, что на базе венгерского музыкального фольклора расцвели таланты великих музыкантов, как народных, так и профессиональных, таких как Ф. Лист, Б. Барток, З. Кодай, И. Кальман. Венгерская музыка вдохновляла также композиторов других стран. В этой связи на встрече был, прежде всего, упомянут немецкий композитор И. Брамс с его всемирно известными «Венгерскими танцами». Большое внимание в рассказе было уделено творчеству Мире Кальмана, музыка которого почти вся базируется на виртуозной обработке музыкального венгерского фольклора.

Гости встречи проявили глубокий интерес к истории и культуры Венгрии, задавали вопросы, делились впечатлениями. Самый большое удовольствие вызвал у гостей просмотр видеофрагментов, демонстрирующих венгерскую музыкальную культуру.

Для иллюстрации рассказа был подготовлен ряд видеоматериалов, демонстрирующий как музыкальные фрагменты, так и другие достижения венгерского искусства, культуры и науки.

Венгерским представительством были присланы красочные брошюры о Венгрии, которые гости встречи могли взять в подарок.