НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Сентябрь 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

В библиотеке № 2 им. Федора Абрамова состоялся традиционный ежегодный праздник, посвященный Пушкинскому дню России ‒ 6 июня.

Рефреном программы мероприятий, в подготовке которых активное участие принимали почти все сотрудники библиотеки, послужили слова Александра Твардовского: «В присутствии Пушкина», которого «мы считаем не святыней, отдаленной от нас своим величием, но живым и действенным участником в решении наших нынешних дел», — так говорил поэт в своем «Слове о Пушкине» (1962).

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Далеко не все знают, что Пушкин, очевидно, имея в виду цензурные затруднения, неизбежные в России во все времена, уже в белом автографе вынужденно изменил третью строку этой строфы, которую первоначально написал так: «Что вслед Радищеву восславил я свободу». В отличие от окончательного варианта эти слова звучат совершенно иначе, но именно таким образом понимал Поэт значение воздвигнутого им памятника…

Пушкинский праздник в библиотеке им. Федора Абрамова начался с уличной акции, с целью повышения читательской активности впервые проведенной совместно с Молодежным культурным центром Невского района перед их зданием на улице Бабушкина. Девизом акции послужили слова: «Он победил и время и пространство», в свое время сказанные Анной Ахматовой в ее «Слове о Пушкине» (1961).

Полностью или в отрывках прозвучали многие пушкинские произведения. Прохожие всех возрастов, неизменно поглощенные собственными заботами, внезапно останавливались для того, чтобы хотя бы на несколько минут отвлечься от важных дел — послушать и принять участие в «Пушкинской викторине», а в результате получить в подарок книгу. У микрофона перед собравшейся публикой звучали строки Поэта, запавшие в душу чуть ли не с самого детства, причем в большей степени — из «Евгения Онегина».

Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…

Разумеется, гораздо уместнее было бы подобные прекрасные стихи читать и слушать непосредственно у подножия монумента поэту, как это неизменно происходит 6 июня в Санкт-Петербурге на Пушкинской улице, на площади Искусств, во дворе дома на Мойке, 12 или «в садах Лицея». Увы, в современном Невском районе нет памятника Пушкину, хотя мало кто помнит, что когда-то он здесь находился, причем в непосредственной близости от библиотеки им. Федора Абрамова!

Бронзовую скульптуру «Пушкин-лицеист» Галины Додоновой (это была ее дипломная работа) установили в 1968 г. на газоне перед фасадом новой школы № 345, выходящем на бульвар Красных Зорь. «Этот памятник во многом непривычен: юноша сочиняет стихи — об этом говорят его поза, поднявшаяся в резонанс поэтическому ритму рука, светящийся взгляд на мгновение задумавшего отрока,— пишет о нем исследователь пушкинской тематики в монументальном искусстве А. Д. Гдалин.— С одной стороны, это скульптурный портрет, вместе с тем, это целая композиция, воспринимающаяся как образ, метафора, символ рождения поэтического гения».

К сожалению, весьма быстро стало понятно, что памятник здесь, пусть даже Поэту, оказался не нужен — во многом, именно из-за своей «необыкновенности», не имеющей ничего общего с омертвевшими формами искусственно насаждавшегося соцреализма. «За монументом не только не следили, но и оставляли безнаказанными разные хулиганские выходки»,— сообщает А. Д. Гдалин в книге «Памятники А. С. Пушкину» (2001).

В результате памятник в 1973 или 1974 г. был снят с целью его сохранения. После ряда перипетий и попыток найти ему более достойное место в тогдашнем Ленинграде и Пушкине, бронзовая фигура по инициативе М. А. Дудина и С. С. Гейченко была перемещена в Государственный Пушкинский заповедник. С 1981 г. она и находится там, как будто сразу же созданная для этого места — в яблоневом саду у дорожки, ведущей к «Острову уединения». «И когда вы, оказавшись в Михайловском, выходите на поляну и вдруг замечаете перед собой лежащего в траве молодого поэта,— заключает А. Д. Гдалин,— вы воспринимаете его не как монумент (памятник), а как человека, нашего современника — он здесь живет, напряженно думает, он здесь творит…»

На территории же школы № 345 даже и в год 200-летия со дня рождения Пушкина по-прежнему оставался полуразрушенный постамент. Со стороны нетипично любознательных детей и взрослых сам вид этой заброшенной конструкции вызывал недоуменный вопрос о ее первоначальном предназначении, но на него уже давно не находилось точного ответа. В настоящее время здесь можно видеть только газон с аккуратно подстриженной зеленой травой…

Веленью Божию, о Муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Безусловно, поучительной историей исчезнувшего памятника пушкинская тематика, связанная с Невским районом, отнюдь не исчерпывается, скорее наоборот: одна из самых светлых ее страниц — изделия Императорского фарфорового завода (ИФЗ), тематически связанные с Поэтом и его творчеством.

Сотрудники библиотеки вместе с читателями подготовили выставку, на которой представлена некоторая часть этих предметов — декоративные настенные фарфоровые тарелки, чашки костяного фарфора, отдельные предметы сервировки стола, мелкая пластика, а также изделия из бронзы. Без преувеличения, любая из представленных вещей отличается безупречным вкусом и яркой художественной выразительностью.

Девизом выставки послужили строки, опять же из романа «Евгений Онегин»: «Фарфор и бронза на столе, / И чувств изнеженных отрада…»,— а в ее центре находится чашка «Автопортрет» (Пушкина), выполненная художником по росписи фарфора и скульптором Ольгой Беловой-Вебер в 1999 г.

Выставку дополняет несколько книг, среди которых выделяются две из частного собрания: «Пушкин и Петербург. Памятники, фарфор, медали, знаки. Вещественные знаки невещественных отношений» А. Д. Гдалина, Ю. В. Казакова, С. П. Петрова и В. М. Побединского (2009) и миниатюрный «Евгений Онегин» с иллюстрациями В. А. Свитальского, изготовленный полностью вручную тиражом всего 60 экземпляров.

Программа же праздника завершилась в помещении библиотеки им. Федора Абрамова симфоническим концертом «Посвящение Пушкину», в котором приняли участие наши друзья, студенты Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Музыкального училища им. М.П. Мусоргского — Елизавета Малышева (флейта), Арьяна Сулейман-Шах (альт), Анна-Лучия Костюк (виолончель) и Ани Агаджанян (скрипка).

Любители поэзии, литературы и музыки, почитатели великого Поэта услышали две части из партиты № 3 ми мажор для скрипки соло И. С. Баха, романс «Я помню чудное мгновенье» М. И. Глинки и некоторые музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» Г. В. Свиридова («Вальс» — «Весна» — «Осень» — «Романс» — «Пастораль» — «Военный марш»).

Закончить же необходимо, конечно, стихами самого Поэта:

…Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем,
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

Г. Г. Мартынов, библиотека № 2 им. Федора Абрамова