НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

В Центральной районной библиотеке им. Л. Соболева накануне праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая, прошла игровая программа «Загадки берестяной грамоты».

Хороши берестяные грамоты.
Буквы сочные, литые, плавные.
Бедняки все поголовно грамотны.
Есть послания с любовью в грамотах.

Современные дети уже не представляют, как можно жить без компьютера, ручки, карандаша, бумаги, книг – все это плотно вошло в нашу жизнь. А что же было до всего этого? Умели ли люди читать и писать, были ли книги? Вот такие вопросы в начале встречи мы задали мальчишкам и девчонкам из 334 школы Невского района. Вариантов ответов было много! Чтобы узнать, правильные они или нет, мы предложили ребятам отправиться в древний Новгород!

Путешествие оказалось очень познавательным! Но обо всем по порядку.

Знакомясь с историей новгородской земли, ребята узнали, что новгородцы умели писать, узнали, где была найдена первая берестяная грамота.

В старину на Руси люди передавали из уст в уста сказания, легенды, былины. И они дошли до наших дней. А если не было бумаги, на чем же писали люди в древности? Они пробовали писать на дереве, его коре и чаще всего использовали кору березы – бересту!

А что же такое береста? Береста – это уникальное изобретение природы, экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке материал. Именно, на бересте писали древние славяне, а письмена на ней назывались – берестяными грамотами. Но, сначала они начинали писать на церах - пластинах из дерева, которые были залиты воском. Написанное легко сглаживалось. После того, как у новгородских школьников хорошо получалось писать на церах, только тогда они могли писать на бересте. А писали они деревянной или костяной палочкой, которая называлась «писало», у нее одна сторона была острая, а другая в форме лопаточки, чтобы исправлять ошибки. В то время не было ластиков. Вот сколько информации для наших ребят!

Во время путешествия мы повстречали мальчика Онфима, такого же ученика, как и наши школьники, он предложил мальчишкам и девчонкам отгадать загадку: «НВЖПСЛЕУАОАААТЭОИАТ ЕЕАИАНДМПКЗЛКОТЧТЕ…».

Потребовалась помощь! Чтобы прочитать надпись, надо расположить фразы друг под другом и читать сверху вниз. Тогда получится: «Невежа писал, не дума показал, а кто это читает…», фраза похожа на нашу шутку: «Кто писал, не знаю, а я дурак читаю». Уже вторую загадку ребята быстро разгадали: «Уеьсеаечнеьа чневтнуеьтм». Оно читается так же, как предыдущее. Прочитав правильно, получается: «Ученье свет, а не ученье тьма».

Это все интересно, но ведь хочется попробовать и самому что-нибудь написать. Такую возможность ребята получили. Но сначала на листе бумаги, как на черновике, детвора начала писать свое «послание потомкам», используя буквы славянской азбуки! Затем на маленьком кусочке настоящей бересты, стали выводить каждую букву своего послания деревянной палочкой, похожей на ту, которую использовали в древнем Новгороде.

Так быстро и незаметно пролетело время, что пришлось возвращаться в XXI век, из далекого путешествия у детей на память остались берестяные письма, которые им будут напоминать о нашей встрече.

Если вас заинтересовало наше путешествие и вы захотите сами изготовить «берестяную грамоту» приглашаем вас в «Соболевку» за литературой, в которой вы получите всю интересующую вас информацию.

Ждем вас в «Соболевке»!

Плетенева Е. В., ведущий библиотекарь ЦРБ им. Л. Соболева