НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

14 апреля 2017 г. в библиотеке им. Федора Абрамова состоялся «весенний концерт» классической музыки, в котором прозвучали произведения А. Вивальди, В. А. Моцарта, Э. Грига.

Что есть музыка? ‒ Творческое отражение нашей действительности, где всё взаимосвязано и ничто не проходит бесследно.

Как именно возникает музыкальное произведение? ‒ Благодаря обязательным элементам: нотам, тонам и полутонам, интервалам и октавам, ладу, ритму и метру, темпу и тембру и еще многом другому.

При этом существует и нечто гораздо большее ‒ тайна творения.

Разбирая технику создания шедевра, в музыке можно разложить всё по нотам, подобно тому, как в литературе ‒ по словам, в живописи ‒ по краскам, в архитектуре ‒ по кирпичам. Невозможно только получить ответ на конечный вопрос: почему, если заново собрать воедино все эти ноты, слова, краски и кирпичи ‒ первоначального целого никогда не возникнет…

Замечательные отношения, сложившиеся благодаря ведущему библиографу Ольге Александровне Быстровой со студентами Санкт-Петербургской государственной консерватории ‒ будущими профессиональными музыкантами, развиваются более чем успешно: концерты классической музыки, проводимые в стенах библиотеки им. Федора Абрамова с весны прошлого года, приобрели вполне систематический характер.

Публика, собравшаяся в весенне-зимний день середины апреля 2017 г. на концерт «Музыка для души. Весенняя классика», получила прекрасную возможность услышать на высоком исполнительском уровне три шедевра мирового музыкального искусства, связанных с темой весны как неотъемлемой составной части Природы ‒ первородной материи всего сущего.

По сути, любой звук, рождаемый Природой ‒ будь то шелест дождя или раскаты грома, пение птиц или жужжание пчел ‒ сам по себе уже музыка, безусловно, сотканная двумя Вечностями — той, которая порождает творца, и той, что принимает его творение.

Термин «музыка» происходит от греческого слова μούσα ‒ «муза». Но кого же можно назвать самым первым музыкантом?.. Возможно, Пана ‒ родившегося в древней Аркадии бога лесов и полей, покровителя пастухов и стад. По одной версии, он был сыном Гермеса и нимфы Дриопы, по другой ‒ сыном самого Зевса и нимфы Каллисто. (Сами же нимфы в древнегреческом пантеоне ‒ это олицетворение сил природы, прекрасные молодые девушки.)

Богу Пану приписывается изобретение пастушеской тростниковой свирели, а также инструмента, который нам известен под названием флейты.

В мифе говорится об этом следующим образом.

Однажды Пан влюбился в аркадскую нимфу Сирингу, которая, как водится, бросилась от него бежать. Обратившись за помощью к реке Ладон, она была превращена в камыш, и Пан оказался этим обстоятельством весьма опечален. Он срезал несколько камышовых трубочек, скрепил их воском и сделал первую пастушескую флейту.

Таким образом, люди, наконец, получили возможность не только вслушиваться в звуки, рождаемые Природой, но и заниматься музыкой самостоятельно.

Пусть на свирели своей тихо играет пастух; Первых весенних цветов пусть нарвет на лугу поселянин, ‒ так говорится в одном из древнегреческих эпиграмм. На своеобразное же состязание древнегреческие пастухи вызывали соловьев.

Впрочем, подробно рассказывать, какие именно стихии Природы стали первопричиной появления того или иного музыкального инструмента, возможности не оказалось, и ведущий концерта (он же автор настоящей заметки) сразу же перешел к основным фактам биографии и главному в творчестве композиторов, заявленных в программе концерта.

Антонио Лучо Вивальди (1678‒1741), Вольфганг Амадей Моцарт (1756‒1791), Эдвард Хагеруп Григ (1843‒1907) ‒ каждый из них подобен бесконечной Вселенной, наполненной Высшим Светом, Высшей Гармонией и Высшей Мудростью, поэтому достоин отдельного подробного рассказа. Но можно сказать и предельно коротко: каждый из них ‒ ярчайший представитель мировой музыкальной культуры.

Они жили и творили в совершенное разное время ‒ эпохи барокко, классицизма и романтизма, и лично встретиться, разумеется, не могли. Однако все трое неразрывно связаны между собой тысячами незримых нитей. Созданные ими произведения ‒ это Музыка Высших Сфер. Тайна явления ее миру простым смертным ‒ увы! ‒ недоступна.

Великий итальянский скрипач и дирижер, наш современник Фабио Бьонди, создатель собственного камерного оркестра «Галантная Европа», однажды сказал о том, чтó есть для него Вивальди«энергия в чистом виде. В его музыке пульсирует первозданное дыхание, и это дыхание самого композитора». Сами за себя говорят названия концертов великого венецианца, вызванных безусловным поклонением первородной Природе: «La Notte» («Ночь») или «Eco» («Эхо»), «Il cardellino» («Щегленок») или «La Tempesta di mare» («Буря на море»)…

И, конечно же, цикл «Le quattro stagioni» («Четыре времени года»). Он входит в опус из 12 концертов, названный Вивальди «Il Cimento dell’Armonia e dell’Inventione» («Опыт гармонии и изобретения») и является одним из самых известных музыкальных сочинений, когда-либо созданных человеческим гением.

Удивительным и непостижимым образом композитор сумел воплотить в музыке различные состояния природы во множестве их оттенков: удушливый летний зной, гром и молнии освежающей летней грозы, бодрящий осенний воздух и снежную бурю, которая внезапно застигла одинокого случайного прохожего, журчание первого весеннего ручья и появление новой травы…

Антонио Вивальди — автор более 100 симфоний, 80 сонат, 50 опер ‒ и, главное, свыше 460 (!) инструментальных концертов для самого разного состава исполнителей. Собственно, в последнем его выдающаяся заслуга и заключается: именно он окончательно оформил жанр ансамблево-оркестрового концерта, так называемый concerto grosso («большой концерт»), закрепив за ним трехчастную форму.

Почти всю жизнь он был весьма обеспеченным человеком, но вмешалась безжалостная Судьба, которая каждого неумолимо ведет по жизни ‒ и в 1738 г. его слава в Венеции внезапно угасла. Вивальди уехал в Вену, найдя своего нового благодетеля в лице императора Карла VI, но 20 октября 1740 г. тот умер, и престарелый композитор полностью остался без средств. Менее чем через год, 28 июля 1741 г., 63-летний Вивальди скончался в полной нищете и был похоронен на венском кладбище Святого Марка, предназначенном для бедняков — без гроба, в общей могиле…

Спустя полвека на том же кладбище, в общей могиле, без гроба был погребен великий австрийский композитор и музыкант-виртуоз, один из основоположников музыкальных жанров симфонии и струнного квартета, ‒ Вольфганг Амадей Моцарт, скончавшийся в Вене 5 декабря 1791 г.

Таков оказался последний земной удел двух гениев ‒ их могилы не сохранились, и разыскать их никоим образом невозможно, но созданная ими музыка, сразу же присоединившись к Вечности, будет жить и звучать до тех пор, пока на Земле существует сам человек.

Справедливость требует упомянуть о том, что после смерти Вивальди оказался почти в забвении; едва ли не 200 лет его произведения, без которых сейчас просто невозможно представить всемирную историю музыки во Времени и Пространстве, практически не переиздавались, а следовательно и не исполнялись.

Только по этой причине Эдвард Григ ‒ норвежский композитор мирового значения, в сочинениях которого ясно воспроизведены образы скандинавской природы, автор двух сюит к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», скрипичных сонат и более 600 песен и романсов — знал лишь о гении Моцарта, перед которым преклонялся…

Итак, на «весеннем концерте» в библиотеке прозвучали концерт № 1 ми мажор «Весна» (из цикла «Четыре времени года») А. Вивальди; квартет для флейты и струнных № 4 ля мажор В. А. Моцарта и песня «Весна» (в переложении для скрипки, альта и виолончели) Э. Грига. Их исполнили студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова: Елизавета Малышева (флейта), Ани Агаджан (скрипка), Анна-Мария Костюк (виолончель) и учащаяся Санкт-Петербургского музыкального училища им. М. П. Мусоргского Арьяна Сулейман-Шах (альт).

Выставка редких нотных изданий XIX — первой половины ХХ века из частного собрания, подготовленная специально к концерту, широко представила тему весны в творчестве западноевропейских и русских композиторов.

Мартынов Г. Г., библиотека № 2 им. Федора Абрамова