НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

11 марта в библиотеке им. Федора Абрамова прошла очередная встреча авторского проекта Ольги Александровны Быстровой «Всяк сущий в ней язык» о коренных народах России, посвященная удмуртам – народу пермской группы финно-угорской этноязыковой общности.

В первой части встречи постоянный ведущий цикла историк Светлана Витальевна Столярова рассказала об основных этапах этнического формирования удмуртского народа, о важнейших фактах его истории.

Свое начало удмуртский народ ведет от носителей так называемой Ананьинской культуры, существовавшей в бассейнах рек Камы, Вятки, Белой и в Среднем Поволжье в 1 тыс. до нашей эры. В 1 тыс. нашей эры на базе этой культуры формируются более поздние культуры: Гляденовская, Пьяноборская, Позднепьяноборская, Чепецкая. Носители этих культур могут называться древними удмуртами, предками современных. Географическое положение родовой удмуртской территории – расположение по рекам, являющимся водными путями Восточной Европы, соединяющими ее с Европой Западной и Северной, странами Ближнего Востока и Азии – обусловило широкие этнические контакты. Удмурты имели связи не только со своими ближайшими родичами – коми и другими финно-угорскими народами – но и с ирано-скифскими народами, а позднее также с тюркскими и славянскими. В результате такого взаимодействия удмуртская общность довольно рано разделилась на северную и южную группы. Южные удмурты вошли в средневековые письменные источники как жители Арской земли, ары. Арабские авторы с восхищением писали о богатствах Арской страны, особенно о мехах бобра и белки, добываемых местными жителями, искусными охотниками. В начале 1 тыс. нашей эры жители Арской страны – южные удмурты – вошли в состав Волжской Булгарии, а позднее, после ее завоевания монголами, в состав Золотой Орды. После распада Золотой Орды эта территория стала важной частью Казанского ханства. Именно Арская сторона стала одним из главных плацдармов русских войск во время взятия Казани в 1552. После падения Казанского ханства аряне вошли в состав Московского государства, хотя фактически процесс вхождения проходил сложно и протекал почти до конца 16 века.

Северные же удмурты, проживавшие в среднем течении реки Вятки и по реке Чепце в 12-13 вв., вошли в состав своеобразного государственного образования Вятская земля. Славяне начали проникать в эти земли еще в 10-11 вв. Освоение шло двумя потоками: новгородским и ростово-суздальским. Новгородские словене преуспели больше и смогли устроить в земле северных удмуртов государственное образование. Вятская земля управлялась боярами, имела вече, на местах управление было выборным. Богатый опыт новгородцев в административном управлении разноэтничным населением обеспечивал внутреннюю стабильность Вятской земли. Хотя большинство составляли северные удмурты, жители Вятской земли всегда были едины во внешней политике и выступали как вятчане, а внутри мирно уживались между собой. В конце 15 в., в период усиления Московского княжества и укрепления его централизованной власти, вятская земля, и вместе с ней северные удмурты, вошли в состав Московского государства.

Большое внимание в рассказе лектора было уделено духовной и материальной культуре удмуртов, их глубокой и сложной религиозной системе, такому уникальному явлению удмуртского общества, как воршудная система. Участникам встречи были продемонстрированы иллюстрации, изображающие костюмы, предметы прикладного искусства, замечательного узорного ткачества. Были затронуты и темы формирования удмуртской национальной литературы, создания удмуртского эпоса, в частности, был упомянут эпос «Тангыра», созданный выдающимся удмуртским ученым М. Г. Атамановым. Говорилось также об удивительной музыкальности удмуртского народа.

Особенно интересным было выступление гостей встречи – представителей удмуртской организации Санкт-Петербургского отделения Межрегиональной общественной организации Всеудмуртская ассоциация «Удмурт Кенеш». Они рассказали о своей деятельности, направленной на развитие национальной удмуртской культуры, ее популяризации среди других народов, о мероприятиях, посвященных прошлому и современности финно-угорских народов, о фестивалях, встречах, в которых принимали участие и которые организовывали сами. Были продемонстрированы современные народные удмуртские костюмы, выполненные в традиционном стиле. Руководитель ансамбля «Невский италмас», Эвелина Адуллина, человек увлеченный делом развития и поддержки удмуртской национальной культуры, глубоко знающий и высоко ценящий традиции и историю своего народа, доставила присутствующим особую эстетическую радость – она принесла и продемонстрировала несколько подлинных старинных удмуртских национальных женских украшений. При этом особо важно было то, что эти народные шедевры можно было не только посмотреть, но и подержать, потрогать и, тем самым, прикоснуться к живой истории.

В заключение встречи члены ансамбля Санкт-Петербургских удмуртов «Невский италмас» спели народную удмуртскую песню, продемонстрировав в полной мере великолепную красоту удмуртской музыки и бесконечную музыкальность самого удмуртского народа.

Столярова Светлана Витальевна, историк