НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Июнь 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

11 февраля в библиотеке им. Ф. Абрамова состоялась очередная беседа в рамках проекта «Всяк сущий в ней язык», рассказывающего об истории и культуре коренных народов России.

Эта встреча была посвящена коми и коми-пермякам – народам пермской ветви финно-угорской языковой группы. Разговор, как обычно на этих встречах, начался с сообщения постоянного ведущего этого цикла историка С. В. Столяровой. Она кратко рассказала об основных этапах этнического формирования коми-народов, о наиболее важных и значимых исторических событиях коми-истории.

Этногенез народов коми – процесс сложный, до сих пор оставляющий много невыясненных вопросов. Формирование коми, которых в XIX в. и нач. XX в. называли зырянами, происходило в районе рр. Вычегды и Выми, а коми-пермяки формировались в районе верхнего Прикамья. Эти районы – районы важных водных сообщений северной Европы. Из рек Северодвинского бассейна можно было с использованием волоковых участков попасть в Каму, а затем в Волгу, которая, как известно, в Средние века была путем «из Варяг в Хвалиссы», т. е. из Северной Европы в арабские и азиатские страны. В процессе формирования коми-зырян и коми-пермяков приняли участие разные этносы – угорские, тюркские, возможно на ранних этапах ираноязычные, и позднее – славянские.

Археологическое изучение этих мест позволяет сопоставить родовые территории коми-народов с землями Перми Вычегодской и Перми Великой, которые очень часто упоминаются в средневековых русских письменных источниках. Славяне довольно рано заинтересовались богатствами пермского края, история освоения русскими этих территорий длительна и сложна. Первыми стали проникать в земли коми с запада новгородские словени примерно в XI – XII вв., чуть позднее, но не менее настойчиво к освоению пермяцких земель присоединились жители ростово-суздальского княжества. Даже само название – Пермская земля, Пермь – чаще всего связывается исследователями именно со славянским освоением коми-территорий. Новгородские словене проникали в пермскую землю через земли, заселенные прибалтийско-финскими народами веси и корелы. Вероятно, те назвали территорию коми по отношению к себе дальней, задней землей – Perāmaa, что в славянском варианте стало звучать сначала как Перемь, а затем Пермь. И новгородцев, и ростовцев привлекало сюда обилие пушнины – «мягкого золота», в котором нуждалась и славянская знать, и славянская торговля со странами Европы и Востока. Через пермские земли пролегали также пути «за Камень» - за Урал. Пути по рекам и волокам пермской земли были для русского государства единственной дорогой в Азию в Среднее века.

Событием, имевшим большое значение для включения коми-народов в состав Русского государства, стало крещение этих народов – в XIV в. Стефан Пермский крестил коми-зырян, а в XV епископ Иона крестил коми-пермяцкого князя, в крещении Михаила, что привело к довольно быстрому последующему принятию христианства всеми пермяками. В беседе было обращено особое внимание на вопрос так называемой «пермской письменности», которою придумал для коми Стефан Пермский, владеющий зырянским и понимающий важность христианского просвещения именно на родном языке. Письменных памятников, написанных «стефановым письмом» сохранились единицы. Но даже это немногое позволило некоторым лингвистам в последние десятилетия сделать интереснейшее предположение, что Святитель Стефан не «изобрел» пермскую грамоту, а воспользовался уже существующей у коми с древности системой письма, выдав ее за свое изобретение, чтобы церковные власти не воспротивились использованию языческой грамоты для осуществления священной литургии.

В беседе было уделено внимание материальной и духовной культуре коми-народов. Обсуждались такие уникальные явления искусства коми-народов, как изделия «Пермского звериного стиля» и Пермская деревянная скульптура. Шла речь об основоположнике национальной коми-литературы, коми-поэте, переводчике на коми-язык многих произведений русской и зарубежной классики, собирателе фольклора И. А. Куратове. Некоторые фольклорные материалы, собранные Куратовым, обнаружил в отдаленном селе на Печере в одном из своих путешествий в Коми-край, организованных Русским Географическим Обществом, другой выдающийся представитель коми-народа – К. Ф. Жаков.

К. Ф. Жаков имел и физико-математическое, и историко-филологическое образование, создал интереснейшее философское учение – лимитизм. Но кроме этого он кропотливо и тщательно собирал коми-фольклор, что позволило ему создать в 1916 году коми-литературный эпос «Бьярмия», написанный им на основе мифологии и фольклора пермских народов.

В беседе принял участие Александр Иванович Терюков – председатель РОО «Санкт-Петербургское коми землячество «Неватас», заведующий отделом этнографии восточных славян и народов европейской части России Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Он рассказал о жизни и творчестве К. Ф. Жакова, о печальной судьбе его «Бьярмии», которая по ряду причин была издана в нашей стране только в 90-е годы XX века. Александр Иванович рассказал также о легендарной Бьярмии, об истории ее изучения. О богатствах этой северной страны рассказывают скандинавские саги, сообщают средневековые историки. Современные же историки не пришли к единой точке зрения о местоположении и реальности существования Бьярмии, но если она была, то вероятнее всего это был Пермский край – этому есть археологические, лингвистические и письменные подтверждения.

На встрече выступил фольклорный самодеятельный коллектив коми песни «Дзоридз». Участницы этого коллектива – обладательницы прекрасных вокальных и музыкальных данных. Эти люди глубоко чувствуют народную музыку, они знают ее, любят и бережно хранят древние коми-музыкальные традиции. Но они не только великолепно исполняют народные песни, опираясь на свои знания музыки коми, коми-фольклора – они создают и новые произведения, храня традиционность, привносят в фольклор современное понимание и новое осмысление. Кроме прекрасного душевного исполнения коми-песен, участницы коллектива, придя на встречу в национальных костюмах, сделанных собственными руками, дали возможность гостям мероприятия увидеть «вживую» традиционный народный коми-костюм, украшенный вышивкой, кружевом ручного плетения, вытканными из цветной пряжи поясами.

В заключение встречи был показан фильм о ремеслах в Республике Коми, предоставленный Представительством Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации. Фильм кратко, но полно демонстрирует современное положение прикладного искусства в Республике Коми. Коми художники умело сочетают традиции коми-искусства и современные приемы, бережно хранят народные формы, но переосмысливают в современном ключе. В фильме были показаны почти все традиционные ремесла и виды прикладного искусства коми: резьба по дереву, плетение из бересты, изделия из меха и предметы узорного вязания.