НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Борьба за победу велась по всем фронтам. Одно дело огневая мощь танков и самолетов, совсем другое – дух народа.

Третьим фронтом Великой Отечественной войны называли агитацию и пропаганду. Советские писатели и поэты, композиторы, журналисты, художники вели с фашистами свою «священную войну». Даже в самые тяжелые моменты, самые кровопролитные сражения народ знал – мы победим, иначе быть не может.

Огромную роль в этом сыграли плакаты военного времени – «бумажные солдаты» били точно в цель: сплачивали наш народ, поддерживали моральный дух на фронте, изобличали фашистов в самом неприглядном виде.

Сегодня наш обзор* посвящен агитационным плакатам Великой Отечественной войны.

Агитационные плакаты уже с первых дней войны появились на улицах советских городов. Важно было не только объединить людей в борьбе против врага, но и в любви к Родине, к родному краю, к своей семье, которой угрожает враг.

 

Так появился знаменитый плакат «Родина-мать зовет!» (автор Ираклий Тоидзе, 1941 г.), который стал самым узнаваемым образом советской пропаганды: обычная женщина, мать призывает своих сыновей и дочерей сплотиться и прогнать гитлеровцев с родной земли.

 

Художник Лазарь Лисицкий в своем плакате использовал лозунг Сталина «Все для фронта! Все для победы!» – тем самым ещё больше объединив людей в тылу и на фронте в едином стремлении к победе.

Если рассматривать в целом советский агитационный плакат, то, как правило, противник изображался жалким и беспомощным, а бойцы Красной армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу. Это имело огромное значение в 1941–1942 годах, когда враг вероломно и беспощадно шагал по советской земле, захватывая все новые территории и уничтожая наш народ. Внушить людям уверенность в победе и в том, что враг все же будет изгнан, являлось очень важной задачей. Поэтому сюжеты первых пропагандистских плакатов были полны изображений атак и призывами уничтожить противника.

Зачастую пропагандисты обращались к славному военному прошлому в истории нашей страны: с плакатов звучали имена А. Невского, М. Кутузова, А. Суворова.

После того, как враг взял в блокаду Ленинград, захватил большие территории с мирными жителями, плакаты стали отражением страданий простых людей на оккупированных территориях и стремления советского солдата защитить и спасти тех, кто не может сам за себя постоять – женщин, детей и стариков.

На захваченных фашистами территориях плакат имел не меньшее значение: люди были лишены советского радио и газет, поэтому большая часть правдивых новостей появлялась благодаря патриотам, которые расклеивали агитационные политические плакаты с легко запоминающимися стихотворными текстами, которые разоблачали врага. Содержание таких плакатов передавались из уст в уста. За выпуск данных плакатов под названием «Окна ТАСС» отвечало Телеграфное агентство Советского Союза. Они были грозным идеологическим оружием – министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску.

Из наиболее популярных «Окон ТАСС» были сделаны листовки с текстами на немецком языке – их забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории.

В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи Владимира Маяковского.

Война не стала молниеносной, как задумывал Гитлер. В ходе важнейших переломных битв и сражений стало понятно, что изгнание ненавистного врага с родных земель, о котором твердили плакаты первых дней войны, становится реальностью. Немалая часть агитационных плакатов была посвящена великим битвам.

Героизм и бесконечная самоотдача людей в тылу тоже нашли свое отражение в плакатах: женщина, заменившая мужчину у станка или за рулем трактора – одна из самых частых героинь сюжетов.

Постепенно на плакатах появляется тема не только освобождения Родины от фашистов, но и Европы. Уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!»

Звучит тема окончательного уничтожения врага и возвращения к мирной жизни.

Плакаты ликуют: «Вперед! Победа близка!» (художник Нина Ватолина, 1944 г.), «Дойдем до Берлина!» (художник Леонид Голованов, 1944 г.), «Красной армии – слава!» (художник Леонид Голованов, 1945 г.) – работы художников становятся жизнеутверждающими, дают надежду на скорую встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.

 

Плакаты выражают гордость за страну, за народ, а солдаты, изображенные на них – счастливые и очень усталые: «Водрузим над Берлином знамя победы!» (Иванов Виктор, 1945 г.), «Родина, встречай героев!» (художник Леонид Голованов, 1945 г.), «Красной армии – слава!» (художник Леонид Голованов, 1945 г.) и другие.

Многие плакаты времен Великой Отечественной войны считаются настоящими шедеврами плакатного искусства. Реалистичные и эмоциональные, точно передающие яркие образы, краткие и хорошо запоминающиеся фразы – даже сейчас, спустя 75 лет, они находят отражение в нашем сердце. «Бумажные солдаты» и по сей день хранят памятные события военных лет.

 

 

При написании обзора были использованы интернет-ресурсы.

О. Андреева, ведущий методист МИО