НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Тайная история = The secret history : роман / Донна Тартт ; перевод с английского Дениса Бородкина и Наталии Ленцман. – Москва : АСТ : CORPUS, 2021. – 590, [1] с. – (Corpus) (Бестселлер). – 16+.

В настоящее время один из самых популярных жанров – детектив. Гэлбрейт, Карризи, Дивер, Диккер, Леон, Кристи… И особый поджанр занимает интеллектуальный детектив. Главной особенностью интеллектуального детектива является наличие героя, который разбирается в запутанном деле, используя свои когнитивные, аналитические способности, и делится умозаключениями с другими героями. Одним из таких произведений является роман «Тайная история» современной американской писательницы Донны Тартт, написанный в форме университетского романа.

Аналитическая композиция. Фабула произведения проста. «В горах начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель, когда мы осознали всю тяжесть своего положения», – говорит главный герой и рассказчик, студент английского колледжа Хэмпден Ричард Пейпен. Мы узнаем, что убит его однокурсник, и он вместе с друзьями с факультета классической филологии в этом каким-то образом участвовал. Герой вспоминает трагические события и последовательно восстанавливает обстоятельства, которые привели к смерти. Интересен тот факт, что читатель проходит путь вместе с героем, который не догадывается о том, что должно произойти дальше. Этот классический прием именуют аналитической композицией, его подарили миру древнегреческие драматурги. Софокл в «Царе Эдипе» начинает рассказ с убийства царя Лая, а потом раскручивает сюжет во времени назад и вновь возвращается в начало повествования. В кино аналитическую композицию использовал классик американского кинематографа Альфред Хичкок в фильме «Веревка».

Культурный контекст. Контекстом разворачивающихся событий служит древнегреческая культура, которую Ричард изучает в Хэмпдене со своими однокурсниками. Гениальный преподаватель древнегреческого языка Джулиан Морроу рассказывает ученикам о древнегреческой философии, о мистериях и познании Бога через духовные практики древних. Здесь следует искать спусковой крючок сюжета. В произведении через отсылки к классическим античным авторам читатель может проследить философскую концепцию борьбы дионисийского (иррационального, инстинктивного хаоса) и аполлонического (рационального, гармонизирующего порядка) начал. Она блестяще прописана через диалоги, в которых видно, как стираются понятия добра и зла у героев: «То, что мы совершили, – ужасно, – вдруг изрек Френсис. – То есть, конечно, мы не Вольтера убили. Но все равно. Это плохо. И мне стыдно». Это важное высказывание по-оруэлловски раскрывает позицию героев по отношению к людям: все люди равны, но есть равнее.

Автор играет с восприятием героя, оставляет подсказки, заставляет вернуться на пару страниц назад. Мы видим события от первого лица, что в какой-то степени ставит нас на позицию героев и задает вопрос: «А как бы ты поступил, окажись на месте героя»? Однозначного ответа не будет. В «Тайной истории» перед нами предстает современный интеллектуальный детектив с элементами университетского романа, обрамленный в оправу древнегреческой литературы и философии. Иногда даже пугает, насколько он реалистичен и возможен. Интригует? Почти моментально. Непредсказуем? Без сомнения. Достоин прочтения? Без комментариев…

Михаил Николаев, библиотекарь Рыбацкой библиотеки

Можно взять в библиотеках:

  • библиотеке № 5 им. Н. Рубцова,
  • Рыбацкой библиотеке № 6,
  • библиотеке № 7,
  • детской библиотеке № 8,
  • детской библиотеке № 10 им. Н. Носова,
  • детской библиотеке № 11,
  • детской библиотеке № 12,
  • ЦРБ им. Л. Соболева,
  • ЦДБ.