НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Бежать нельзя остаться : [графические истории : для среднего и старшего школьного возраста] / Алексей Олейников ; иллюстраторы: Анна Белышева [и др.]. – Москва : Самокат : Агентство ООН по делам беженцев, 2021.

Книга «Бежать нельзя остаться» написана Алексеем Олейниковым – детским писателем, журналистом и школьным учителем. А комиксы в книге были сделаны целым коллективом иллюстраторов от издательства «Самокат» – Анной Белышевой, Романом Бурховичем, Женей Ройзман, Анной Колмыковой и Катей Чумаченко.

Итак, представьте, что вы взяли в руки книгу «Бежать нельзя остаться».

Название книги сразу отсылает нас к известному крылатому выражению «казни́ть нельзя́ поми́ловать», используемому для описания двух совершенно взаимоисключающих возможностей. И это двусмысленное выражение задаёт тон всей книге. Ведь положение беженцев в реальности именно такое – двойственное. Они не могут остаться, им приходиться бежать. Но убегая, ты всегда берёшь с собой самого себя, и не только себя – «кусочек» своей страны, культуру и обычаи.

Очень удачная обложка. Изображение разношерстной толпы идущих людей взято немного сверху, и когда книга уже дочитана: это тот самый ракурс с которого люди становятся узнаваемы.

Итак, книга рассказывает о беженцах. Главные герои – ученики обычных российских школ, но с необычной судьбой: беженцы!

История потихоньку вводит нас «в курс дела»: вначале – краткая историческая справка с наглядной инфографикой о стране, которая в наш век визуального мира считывается прекрасно. Мы можем узнать о знаменитостях, родом из разных стран, причины по которым люди становятся беженцами. Чаще – это вооруженные конфликты, политическая и экономическая нестабильность. Очень интересна история о ребёнке-беженце и его семье, тоже дополненная комиксом, потому что комикс позволяет рассказать о том, что может быть сложно для понимания, например, о таком сложном явлении, как «беженцы».

Алексей Олейников писать начал ещё в школе, и в этих первых опытах его поддерживала школьный библиотекарь Людмила Евгеньевна Воронова: «Мы с ней пили чай, беседовали о всевозможной ерунде – уже и не вспомню какой, но тогда она была для меня важна, и, приходя в библиотеку, я не чувствовал ни фальши, ни дидактики, ни стремления меня «построить», – рассказывает автор. (Кстати, так приятно читать о том, что именно личность библиотекаря смогла привлечь Алексея в библиотеку и он смог написать такую замечательную книгу!

От многих похожих сюжетов эту книгу отличает отсутствие «морализаторства». В каждой истории нет конца, по сути это маленький эпизод из жизни ребёнка, почти взрослого, у которого впереди целая жизнь, которая кажется будет непростой, но какой – нам не открывают…

Алексей способен видеть детей, не как недееспособных, несерьёзных и попросту недалёких существ без своего мнения, прав, желаний и стремлений, а как формирующихся личностей, способных к критическому мышлению, с разнообразием этих самых желаний и стремлений.

 Марва, Абдул, Ясмин, Джордж, Пьер, Ибрахим и Надия. В своей «новой» жизни кто-то просто хочет заниматься чем-то интересным, кто-то старается улыбаться, а кто-то даже читает рэп!

А так называемые «взрослые» порой готовы пожертвовать интересами таких ребят, но принять и понять непривычный уклад жизни способны зачастую только дети. Но в историях Алексея Олейникова нет правых или виноватых, есть только судьбы людей…

Рогова Елизавета Аркадьевна, библиотекарь детской библиотеки № 10 им. Н. Носова

 

 

Книги можно взять в:

  • ЦДБ,
  • библиотеке «Переплёт»,
  • библиотеке № 5 им. Н. Рубцова,
  • Рыбацкой библиотеке № 6,
  • библиотеке № 7,
  • детской библиотеке № 8,
  • библиотеке № 9 им. Даниила Гранина,
  • детской библиотеке № 10 им. Н. Носова.