НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Рыбаков, Александр Александрович

Вологодская икона = Icons of Vologda: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII: [Альбом]/ Александр Рыбаков. - М. : Галарт, 1995. - 435, [47] с. : ил., цв. ил. - Библиогр. в тексте.

Имеются экземпляры в библиотеках: 05.

В год своего пятнадцатилетия литературный музей библиотеки № 5 «Николая Рубцова: стихи и судьба» пополнился рядом ценных изданий, подаренных библиотеке земляками поэта и посвященных его родине – Вологодскому краю. Изучение краеведческой литературы о малой родине поэта позволяет глубже понять характер его творчества, поэтическое видение мира, истоки и систему образов.

Представляем вниманию читателей монографию известного ученого, знатока древнерусского искусства, художника-реставратора Александра Александровича Рыбакова «Вологодская икона», которая является не только фундаментальным исследованием художественной культуры Русского Севера, но и крупнейшим сводом иконописных памятников Вологодского края.

Книга состоит из очерков, рассказывающих об историческом и культурном развитии основных художественных центров Вологодской земли: Белоозера, Вологды, Великого Устюга, Устюжны, Тотьмы, Пошехонья, Сольвычегодска, искусство которых и определяет уникальность местной иконописной традиции.

Главная тема книги – формирование вологодской региональной иконописной школы, самобытного явления художественной жизни Древней Руси, сыгравшей важную роль в культурном развитии Русского Севера.

Подчеркивая оригинальность, разнообразие и многогранный характер художественного наследия Вологодского края, автор отмечает вклад финно-угорских и славянских племен, населявших территорию Русского Севера в древности и сформировавших местное население, в котором воплотились «душевные и физические черты южных и северных славян, северных финно-угорских племен и варяжских гостей и дружинников, образовав новую генерацию стойкого в лишениях и невзгодах, упорного в преодолении препятствий, открытого добру и одаренного в творчестве человека».

Отмечая своеобразие местной художественной традиции, автор в то же время обращает внимание на несомненное влияние на её формирование различных художественных школ, прежде всего – ростовской и новгородской.

Книга дает представление о развитии художественного творчества местных иконописцев, об индивидуальных особенностях их живописного почерка, сюжетах и образах, наиболее характерных для северных мастеров. Обстоятельно рассматриваются самые известные и выдающиеся в историческом и художественном отношении произведения.

Анализируя иконографические, стилистические, колористические особенности вологодских икон, автор так формулирует характерные черты местной иконописной традиции: «…вологодскую икону отличает большая конкретность и определенность образа, сдержанность колорита, стремление к усилению повествовательного начала, свободного от стилистической усложненности».

В книге подробно описывается роль крупнейших северных монастырей, как очагов духовного просвещения и сокровищниц древнерусского искусства; подчеркивается особое место Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей в духовной, культурной и художественной жизни Вологодской земли.

Интересна и поучительна описанная в книге история сохранения и изучения памятников древнерусского искусства.

Важное место в монографии занимает описание деятельности искусствоведов, реставраторов, музейных работников, благодаря деятельности которых «удалось спасти и сохранить многие шедевры искусства Русского Севера, в том числе главные художественные сокровища Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, строгановских храмов Сольвычегодска».

Замечательные репродукции икон прекрасно передают вдохновенное мастерство древнерусских изографов. Надеемся, что книга заинтересует любителей русской истории и искусства.

В потемневших лучах горизонта

Я смотрел на окрестности те,

Где узрела душа Ферапонта

Что-то Божье в земной красоте.

И однажды возникли из грезы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как березы,

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты, не бывалой досель...

Неподвижно стояли деревья,

И ромашки белели во мгле,

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле...

Николай Рубцов. «Ферапонтово»

 Кораблева М.А., главный библиотекарь
библиотеки № 5 им. Н. Рубцова