НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система
Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64
Рыбаков А. А. Вологодская икона
Рыбаков, Александр Александрович Вологодская икона = Icons of Vologda: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII: [Альбом]/ Александр Рыбаков. - М. : Галарт, 1995. - 435, [47] с. : ил., цв. ил. - Библиогр. в тексте. Имеются экземпляры в библиотеках: 05. |
В год своего пятнадцатилетия литературный музей библиотеки № 5 «Николая Рубцова: стихи и судьба» пополнился рядом ценных изданий, подаренных библиотеке земляками поэта и посвященных его родине – Вологодскому краю. Изучение краеведческой литературы о малой родине поэта позволяет глубже понять характер его творчества, поэтическое видение мира, истоки и систему образов.
Представляем вниманию читателей монографию известного ученого, знатока древнерусского искусства, художника-реставратора Александра Александровича Рыбакова «Вологодская икона», которая является не только фундаментальным исследованием художественной культуры Русского Севера, но и крупнейшим сводом иконописных памятников Вологодского края.
Книга состоит из очерков, рассказывающих об историческом и культурном развитии основных художественных центров Вологодской земли: Белоозера, Вологды, Великого Устюга, Устюжны, Тотьмы, Пошехонья, Сольвычегодска, искусство которых и определяет уникальность местной иконописной традиции.
Главная тема книги – формирование вологодской региональной иконописной школы, самобытного явления художественной жизни Древней Руси, сыгравшей важную роль в культурном развитии Русского Севера.
Подчеркивая оригинальность, разнообразие и многогранный характер художественного наследия Вологодского края, автор отмечает вклад финно-угорских и славянских племен, населявших территорию Русского Севера в древности и сформировавших местное население, в котором воплотились «душевные и физические черты южных и северных славян, северных финно-угорских племен и варяжских гостей и дружинников, образовав новую генерацию стойкого в лишениях и невзгодах, упорного в преодолении препятствий, открытого добру и одаренного в творчестве человека».
Отмечая своеобразие местной художественной традиции, автор в то же время обращает внимание на несомненное влияние на её формирование различных художественных школ, прежде всего – ростовской и новгородской.
Книга дает представление о развитии художественного творчества местных иконописцев, об индивидуальных особенностях их живописного почерка, сюжетах и образах, наиболее характерных для северных мастеров. Обстоятельно рассматриваются самые известные и выдающиеся в историческом и художественном отношении произведения.
Анализируя иконографические, стилистические, колористические особенности вологодских икон, автор так формулирует характерные черты местной иконописной традиции: «…вологодскую икону отличает большая конкретность и определенность образа, сдержанность колорита, стремление к усилению повествовательного начала, свободного от стилистической усложненности».
В книге подробно описывается роль крупнейших северных монастырей, как очагов духовного просвещения и сокровищниц древнерусского искусства; подчеркивается особое место Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей в духовной, культурной и художественной жизни Вологодской земли.
Интересна и поучительна описанная в книге история сохранения и изучения памятников древнерусского искусства.
Важное место в монографии занимает описание деятельности искусствоведов, реставраторов, музейных работников, благодаря деятельности которых «удалось спасти и сохранить многие шедевры искусства Русского Севера, в том числе главные художественные сокровища Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, строгановских храмов Сольвычегодска».
Замечательные репродукции икон прекрасно передают вдохновенное мастерство древнерусских изографов. Надеемся, что книга заинтересует любителей русской истории и искусства.
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель...
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле...
Николай Рубцов. «Ферапонтово»
Кораблева М.А., главный библиотекарь
библиотеки № 5 им. Н. Рубцова