НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем [Текст] / Эйдан Чамберс ; пер. с англ. Екатерины Олейниковой и Евгения Карпова. - Москва : Самокат, 2016. – 315, [1] с. – (Самокат для родителей). – с. 316. – 16+.

65 лет назад Международным советом по детской и юношеской книге (IBBY) была учреждена литературная премия имени Ханса Кристиана Андерсена, которая вручается ежегодно 2 апреля, в день рождение писателя. Этой премией награждаются лучшие детские писатели, которые внесли большой вклад в развитие литературы, одним из них является Эйдан Чамберс – современный английский писатель, автор книг для подростков.

Но хотелось бы отметить его уникальную работу «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем», созданную для взрослых, которые желают привлечь своих детей, учеников или воспитанников к чтению.

Книга, имеющаяся в фонде библиотеки – первое издание, вышедшее на русском языке, которое появилось в России благодаря издательству «Самокат». В данной книге объединены две практические работы Э. Чамберса «Пространство чтения» и «Расскажи».

В предисловии, написанном Ольгой Громовой, главным редактором журнала «Библиотека в школе», рассказывается о заслугах Эйдана Чамберса не только как писателя, педагога и библиотекаря, но и как издателя. Вся его деятельность направлена на привлечение к чтению начинающих читателей, особенно подростков. Самой известной книгой, посвящённой вопросам чтения и послечтения, является работа «Расскажи. Читаем, учимся, обсуждаем».

В первой части книги «Пространство чтения» писатель говорит о важности того, когда и где мы читаем, раскрывает такое понятие как «круг чтения», ключевыми элементами которого являются: выбор, чтение, время, место, отклик и читатель-наставник. Особое внимание уделяется установкам, обстановке и месту для чтения, так как все эти составляющие влияют на процесс чтения. Также Э. Чамберс даёт практические советы о том, как обустроить пространство чтения. Как бусины автор нанизывает ключевые признаки чтения на основу, формируя грамотный подход к созданию комфортных условий для будущего читателя. Одним из важнейших является, по мнению Чамберса, дневник читателя, который необходимо вести каждому читающему человеку. Также автор акцентирует внимание на сторителлинге, раскладывая это понятие по полочкам, и чтении вслух, представляющего собой «зону ближайшего развития». Эйдан Чамберс щедро делится с нами своим опытом, используя его подсказки и советы, можно создать максимально благоприятные условия для гармоничного развития, только начинающего читать, и тех, кто ещё не раскрыл для себя все положительные стороны чтения.

Вторая часть книги «Расскажи. Дети, чтение, диалог» представляет собой практическое пособие по работе с детьми и обучению их умению говорить и слушать о книгах. Таким образом, в руках желающего приобщить детей к чтению, оказывается действующий и проверенный инструмент, в основе которого лежат несколько теорий: теория феноменологии чтения, теория читательского отклика, работы критиков-феминисток и других мыслителей. Здесь, как и в первой части, Э. Чамберсу удалось в сжатой, но не упрощённой форме, дать всё самое необходимое для возможности использования его теории на практике. Автор сопроводил свои предложения по ведению работы с детьми примерами из собственных бесед, а также щедро поделился материалами, использованными во время подготовки книги. Нам, работникам библиотек, учителям и всем взрослым, небезразличным к будущему наших детей, остаётся только действовать!

Ведь невозможно не согласиться с мнением Эйдана Чамберса, считающего, что чтение делает каждого человека самостоятельно мыслящей личностью, обретающей вместе с навыком чтения свободу!

 

Валентина Семенова, заведующий отделом обслуживания библиотеки им. Даниила Гранина

 

Книгу можно взять в:

  • ЦРБ им. Л. Соболева,
  • ЦДБ,
  • библиотеке № 3 им. О. Ф. Берггольц,
  • библиотеке № 4,
  • библиотеке № 5 им. Н. Рубцова,
  • Рыбацкой библиотеке № 6,
  • библиотеке № 7,
  • детской библиотеке № 8,
  • библиотеке № 9 им. Даниила Гранина,
  • детской библиотеке № 10 им. Н. Носова,
  • детской библиотеке № 11,
  • детской библиотеке № 12.