НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Эхо [Текст] = Echo: [роман: для старшего школьного возраста], [пер. с англ. М. Д. Лахути]. – Москва: Freedom: Эксмо, 2018.

Роман награжден медалью Джона Ньюбери за выдающийся вклад в американскую литературу для детей. Лучшая книга года по версии Publishers Weekly.

«Роман, редкий по силе оптимизма, дающий убедительные примеры несломленных судеб, сказочный и очень правдивый в деталях, несущий глубокий смысл».

Потрясающий роман, берущий за душу. Три истории, каждая из которых держит в напряжении. Оригинальная композиция книги – сказочный зачин, который вводит читателя в таинственный мир. Юный Отто заблудился в лесу, на выручку ему пришли три таинственные девушки. Они подарили мальчику губную гармонику и объяснили; что придет день, когда он спасет чью-то душу от неминуемой гибели. «Шелковой нитью судьбы ты навсегда будешь связан с нами и со всеми, кто играл на этой гармонике, и кто еще будет на ней играть». О судьбе мальчика Отто, вы прочитаете только в эпилоге.

Часть 1. Германия 1933 год.

Первая история знакомит читателя с талантливым юным музыкантом Фридрихом, мечтающим поступить в консерваторию и стать хорошим дирижером. Музыка сопровождает его повсюду, жажда охватить ее и в то же время подчиниться ей, заставляет молодого человека, забывая обо всем на свете, дирижировать на улице. Подростка считают странным и частенько избивают, обзывая «уродцем». Потому что он не такой, как все. У способного, тонко чувствующего музыку подростка, с младенчества на лице уродливая родинка, приносящая ему массу неприятностей.

Отец, оберегая сына, забирает его из школы и устраивает на фабрику, выпускающую гармоники. Непостижимым образом волшебная гармоника находит своего владельца. Насыщенный, словно бы неземной, звук инструмента наполняет Фридриха силой и защитой, придает уверенности. В самые тяжелые минуты гармоника вселяет надежду.

Муньос Райн с поразительной глубиной описывает чувство душевного опустошения, которое испытывает подросток, когда в их городке начинает побеждать нацизм. За открытое выступление против Гитлера отца отправляют в тюрьму Дахау, где людей морят непосильной работой. Сестра Элизабет становится защитницей новых порядков. «Она знакомит брата с законом о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями. Таким людям будут делать специальную операцию, чтобы у них не могли родиться дети и, таким образом, они не передали потомству свои недуги». Раз у брата есть родинка, которая передалась по наследству, для чистоты расы, Элизабет считает, что им нужно подвергнуться операции по своей воле. Мучительные раздумья Фридриха связаны с нарастающим в нем отвращением к жестокости, насилию и аморальности, неотделимым от идеологии гитлеризма. Разочарование в сестре и бесконечная грусть от того, что не вернуть счастливые и радостные дни, очень точно и проникновенно переданы автором. Когда отца арестовали и забрали в Дахау, Фридрих обратился к сестре за помощью, чтобы выкупить отца. Элизабет рискнула всем, что для нее важно в жизни, лишь бы спасти отца. Это вдохновило Фридриха преодолеть страх и попытаться вызволить отца. Перед тем как уйти с фабрики, юноша оставил волшебную гармонику для отправки в Америку. И вот уже у него единственная цель – вызволить отца и не допустить, чтобы подобное повторилось с его дядей. Получится ли это у него? Узнаете, когда дочитаете эту необыкновенную книгу.

Часть 2. США, июнь 1935 год.

Муньос Райн в этой истории о талантливом пианисте Майке отстаивает вечные нравственные ценности, близкие детскому пониманию: стремление к настоящей дружбе, желание иметь тепло и прочность домашнего очага, жажду необычных и ярких приключений. Поэтому следующим владельцем гармоники становится Майк.

После гибели отца Майк с мамой и братом Фрэнки поселились у бабушки, так как не хватало средств к существованию. Когда Майку было 6 лет, братику 2 года, мама заболела чахоткой и умерла. Бабушка заменила ребятам маму, окружила их любовью и теплом. Перед смертью она отыскала приют для сирот, где было пианино, чтобы у ребят была возможность играть. Майк навсегда запомнил последние ее слова. «Милые вы мои, ведите себя хорошо, обещайте беречь друг друга! Обязательно найдется хороший человек, которому будут нужны два таких славных мальчика. Я это знаю всей душой». Бабушка не оставила наследства, но она воспитала в ребятах умение любить и понимать музыку, заботиться друг о друге, научила Майка виртуозной игре на пианино.

Условия, которые царят в приюте, чудовищны и бесчеловечны. Правдиво изображает автор страшное бесправие ребят, жестокость директора, творящего бесчинства. Миссис Пенниуэзер эксплуатирует детский труд, за непослушание ребят сажают в чулан и лишают пищи. Благотворительные организации поставляют в приют продукты, вся эта помощь распродается ею, а ребята живут впроголодь. Она «сбывала малышей, как залежалый товар на дешевой распродаже: два по цене одного», – вспоминает подросток. Грозилась отправить Фрэнки в детский дом, где также царили произвол, грязь, и умирали дети. Майка, хотя ему еще не было двенадцати лет, пугала, что отправит на ферму, на тяжелую работу. Но случается чудо, нужен ребенок, умеющий играть на пианино. Мальчиков усыновляют, они попадают в богатый дом. Впереди ребят ждут новые испытания, оказывается, это временное усыновление. Миссис Юнис Стербридж вынуждена пойти на этот шаг по завещанию своего отца, но она хочет его оспорить. Талантливая пианистка, любящая мать и заботливая дочь, но все потерявшая и тяжело переживающая свое горе. Она старается не обращать на мальчишек внимания. Майк теряет надежду в лучшее будущее для себя. Он решается на разговор с Юнис, взывает к ее милосердию и просит ее, чтобы она согласилась усыновить Фрэнки. Он решает пожертвовать своей жизнью, чтобы помочь Фрэнки обрести дом. Какую роль сыграет в его жизни волшебная гармоника? Как сложится дальнейшая судьба этих искренних, любящих жизнь мальчишек? Я надеюсь, что вы дочитаете книгу и узнаете сами.

              Часть 3. Декабрь 1942. США. Южная Калифорния.

История разворачивается на фоне Второй мировой войны. После того, как японские бомбардировщики атаковали военные корабли на Гавайях, президент Рузвельт объявил войну. Неотвратимым бедствием врывается она, затягивая в водоворот людей. Всех японцев правительство объявило «врагами Соединенных штатов» и детей японцев отправили в специальные лагеря.

Отец главной героини Айви будет сражаться за дочь, потому что существует дискриминация в учебных заведениях. Способную и талантливую ученицу это очень расстроило.

С большой теплотой написан образ девочки Айви. Добрая и бескорыстная, она легко может пожертвовать собственными интересами ради близких. Ее способность сопереживать не имеет границ. Эта музыкально одаренная девочка становится обладательницей волшебной гармоники. Только переезд в другой город лишает ее шанса выступить по радио и получить признание. В новой школе она записывается в оркестр. Учитель Дэниэлс просит Айви сыграть на гармонике. Высоко оценивает ее исполнение, называет его блестящим и предсказывает, что флейту полюбит всей душой. Несмотря на все разочарования, Айви не ожесточается, старается всех понять и рада посвятить себя музыке. Много событий ждет ее впереди, она покажет себя «стойким солдатиком», как обещала брату, ушедшему добровольцем на войну. Как распорядится она гармоникой? Сбудется ли пророчество? Интрига в том, что история заканчивается на самом интересном месте. Только прочитав эпилог, все станет на свои места.

 

 Иванова Г. Г., библиотекарь детской библиотеки № 8

 

Книги вас ждут в библиотеках:

  • Центральной библиотеке им. Л. Соболева,
  • Центральной детской библиотеке,
  • библиотеке № 4,
  • библиотеке № 5 им. Н. Рубцова,
  • Рыбацкой библиотеке № 6,
  • библиотеке № 7,
  • детской библиотеке № 8,
  • библиотеке № 9 им. Даниила Гранина,
  • детской библиотеке № 10 им. Н. Носова.