НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Федунова Л. П.
«Все земные святыни и узы…»: [Текст] / Любовь Федунова; предисл. Н. М. Коняев. – Санкт-Петербург: Нестор - История, 2018.– 344 с.

Рубцововедение пополнилось новым интересным изданием. Руководителем петербургского Рубцовского центра Любовью Петровной Федуновой – автором пяти книг стихов и многочисленных литературоведческих публикаций по проблемам изучения русской поэзии, опубликован сборник, большая часть материалов которого посвящена поэзии Николая Рубцова. Монографию предваряет предисловие, написанное петербургским писателем Николаем Михайловичем Коняевым, высоко оценившим книгу Любови Петровны.

Представляется неслучайным, что сборник открывается работой, посвященной оценке творчества поэта известным литературоведом Юрием Селезневым, творческий метод и видение рубцовской лирики которого оказались чрезвычайно близки Л. П. Федуновой. Духовный диалог автора с Юрием Селезневым пронизывает всю книгу. Л. П. Федунова, в частности, обращает внимание на слова знаменитого исследователя о том, что Николай Рубцов относился к творцам, произведения которых «становятся не только для современников, но и последующих поколений» духовным и нравственным ориентиром. Отмечает автор и такую важную мысль Ю. Селезнева, как отсутствие у Рубцова легковесности по отношению к истории и народным ценностям.

Как самые значимые, выделяет Л. П. Федунова такие словообразы поэзии Николая Рубцова как «душа» и «тишина». По мнению исследователя, для лирики Рубцова душа – «хранитель красоты, народной мудрости», и она же «музыкальный предмет самой природы». Являясь структурообразующим элементом, ключевым символом рубцовской лирики, словообраз «душа» у Николая Рубцова означает энергию жизни. Интересна мысль автора о характерной для Рубцова композиционной идее круга для раскрытия процесса прозрения человеческой души. «Душа поэта несет в себе незримую сверхзадачу: соединять в себе цепочки мирозданья и хранить это как сокровенную тайну – сконцентрировать духовную энергию своего народа, его опыт, его память», – читаем далее в книге.

«Золотым сечением души» называет автор сборника образ тишины в рубцовской лирике. «Тишина помогает услышать мощь отзвука мира в душе поэта», – подчеркивает значение этого символа в художественной картине мира поэта Л. П. Федунова. Оригинальной интерпретации философского значения одного из самых загадочных в поэзии Николая Рубцова образа зеленых цветов Л. П. Федунова посвятила отдельную интересную работу.

Обозначая место Николая Рубцова в русской поэзии, Л. П. Федунова широко использует в своих литературоведческих исследованиях сравнительно-исторический метод. В сборнике опубликованы содержательные статьи о творческих параллелях Рубцова как с классиками – Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Блоком, Есениным, так и с современниками поэта.

Л. П. Федунова не ограничивается литературоведческим анализом произведений Николая Рубцова. Она много занимается изучением его биографии, особенно выделяя ленинградский период как важный этап в поэтическом развитии Рубцова. В этом смысле примечательна ее обстоятельная работа о литературном окружении поэта в Ленинграде.

Рассматривая рубцовскую поэзию как «синтез русской поэзии», автор вместе с тем отмечает ее новаторский характер. В основе исследовательского метода автора – «системное единство анализа текста и определения доминанты художественного видения поэта».

Новый сборник Любови Петровны Федуновой, исследователем неравнодушным и эмоциональным, многие годы посвятившей изучению творчества Николая Рубцова, отличается глубоко личным отношением к творчеству поэта. Такая книга, несомненно, не останется незамеченной.

Ознакомиться с изданием можно в библиотеке № 5 имени Николая Рубцова.

Кораблева М. А., ведущий библиограф библиотеки № 5 имени Николая Рубцова