НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Рубцовский сборник. Судьба и творчество Николая Рубцова в культурном контексте современной России: материалы научных конференций с международным участием «Рубцовские чтения» в Тотьме и селе Никольском / ред. Л. Н. Вересов [и др.]; Администрация Тотемского муниципального района, МБУК «Тотемское музейное объединение». - Вологда: Полиграф-Периодика, 2019.– 431 с.: ил.

В Вологде издан очередной Рубцовский сборник, в который включены материалы научных конференций по творчеству Н. М. Рубцова, состоявшихся в Тотьме и селе Никольском в 2013, 2016 и 2019 годах.

Монография открывается статьей директора Тотемского музейного объединения А. М. Новоселова, в которой рассказывается об истории увековечения имени Николая Рубцова на малой родине поэта в Тотьме и Николе. В этой интересной публикации перечислены разнообразные формы работы по сохранению памяти о поэте: здесь и создание школьных музеев, и крупнейший мемориальный музей в селе Никольском, и проведение инновационных мероприятий, включая экспедицию по рубцовским местам Алтая и традиционный летний праздник «Рубцовский костер на Толшме». Автор подробно останавливается на идее создания музея-заповедника Николая Рубцова на вологодской земле и «главном проекте в современной истории села Никольского – восстановлении храма Николая Чудотворца».

Новые архивные разыскания Л. Н. Вересова всегда вызывают живой интерес у любителей поэзии Николая Рубцова. В новом сборнике опубликован обзор о последних прижизненных публикациях поэта, а также работы исследователя об участии Николая Рубцова в литературных семинарах и документальных источниках, проливающих свет на обстоятельства жизненного пути Михаила Андриановича Рубцова, отца поэта. Изучению родословной Николая Рубцова «О древних корнях черносошной крестьянской династии Рубцовых ХVII – нач. XVIII вв.» посвящено сообщение Д. А. Пшеницына.

Радует неравнодушие к рубцовской теме молодых исследователей. Среди материалов нового сборника обращает на себя внимание интересный школьный проект из города Кириллова. Юные исследователи выявили ряд интересных деталей биографии Николая Рубцова, связанных с его пребыванием в Кириллове.

Необыкновенно насыщенным и содержательным получился раздел, посвященный проблемам изучения поэзии Николая Рубцова. Работа научного сотрудника Института мировой литературы М. С. Акимовой посвящена роли путешествия 1966 года на Алтай в творческой биографии поэта. Описывая алтайские впечатления Рубцова, отразившиеся в его произведениях, автор статьи оценивает их не только с точки зрения освоения им нового пространства и приобретения нового эмоционального опыта, но и рассматривает их как повод для сравнения с «образом родной Вологодчины» – это позволило Рубцову глубже и лучше понять свою малую родину. В другом исследовании молодого московского литературоведа анализируется стихотворение Николая Рубцова «В старом парке», которое М. С. Акимова считает типичным для традиционной русской усадебной поэзии. В статье череповецких филологов Н. О. Величко и Т. А. Воробьевой «Ассоциативно-семантическое поле "осень" в поэзии Н. Рубцова» рассматривается лексика, характерная для произведений поэта на осеннюю тему. Историю написания, а также неожиданное прочтение стихотворения Н. Рубцова «Пальмы юга» предлагает Л. Н. Вересов. Приводя примеры упорной работы поэта над этим все еще не до конца понятым читателями и критиками стихотворением, автор убедительно доказывает, что «Пальмы юга» – «гениальный ритмический и лирический эксперимент поэта», который позволил Рубцову «приблизиться к языковому обоснованию определенных горизонтов основ нашего мира». О глубинном чувстве Родины в творчестве Николая Рубцова и духовных началах его поэзии размышляет в статьях «О судьбах поседевшей Руси» и «И этот дух пройдет через века!» известный рубцововед Т. В. Данилова. В одной из их них автор резюмирует: «Многие стихи Рубцова имеют статус самостоятельных духовных явлений…Поэт… погружался в духовную глубину, в пространства духовного опыта предшествующих поколений…». По-разному проявлялась принадлежность Николая Рубцова Вологодской земле. Череповецкие исследовательницы К. А. Елистратова и Д. В. Минец считают используемую Н. Рубцовым в своих поэтических текстах вологодскую топонимическую лексику особым местным кодом, важным для художественного осмысления региональной картины мира. Литературоведческому анализу одного из самых пронзительных стихотворений Николая Рубцова «Над вечным покоем…» посвящен текст известного московского литературоведа, автора одной из первых монографий о творчестве Н. Рубцова, Е. В. Ивановой. Автор считает образ вечного покоя в лирике Рубцова «энергетически уравновешенным и монументальным», а также символом «постижения мира, свойственной тихой лирике как поэтическому течению». Теме пересечения времен в поэзии Николая Рубцова на примере стихотворения «Тот город зеленый и тихий» посвятила свою работу сотрудница Рубцовского центра из Череповца Е. Б. Никанорова. В статье отмечается удивительное свойство поэзии Рубцова – умение чувствовать время как единство прошлого, настоящего и будущего. Профессор Череповецкого университета А. Е. Новиков представлен в сборнике оригинальными исследованиями: «Образ лошади творчестве И. С. Шмелева и Н. М. Рубцова» и «Образы животных в творчестве Н. Рубцова и С. Есенина». Отмечая большое значение образов животных в творчестве Николая Рубцова, А. Е. Новиков приходит к заключению, что они «часто принимают обобщающее символическое звучание, соединяясь с представлениями о судьбе человеческой, и смысле человеческого существования». Интересным представляется вывод, сделанный исследователем в статье сравнительному анализу творчества Николая Рубцова и Владимира Высоцкого: по мнению А. Е. Новикова, «стихи Рубцова и песни Высоцкого имеют зачастую принципиальные отличия», что не позволяет излишне сближать их. О вечных вопросах, которые поднимал в своем творчестве Николай Рубцов, пишут в своем эмоциональном эссе «Память возвращается как птица» архангельские авторы М. П. Соболев и Р. С. Еременко. Сравнительный анализ языковой картины мира русского и китайского народов приводят в своей статье московские филологи Л. В. Тимашева и И. А. Арсеньева. Для исследования был привлечен широкий круг произведений русской классической поэзии, и в том числе стихотворения Николая Рубцова. В сборнике опубликованы еще две статьи известного московского литературоведа Л. В. Тимашевой: «О природе искусства поэзии и творчества Николая Рубцова» и «Ключевые слова поэзии Николая Рубцова». В первой из них на вопрос: «В чем притягательность поэзии Н. Рубцова для читателей», – автор отвечает так: «Лирика Рубцова сочетает прозрачность и ясность языка с психологической точностью наблюдений. В этой свойственной поэту "простоте" живет настоящая поэзия, покоряющая искренностью и силой выражения». Большой интерес вызывает трактовка темы о духовном и творческом пересечении произведений Николая Рубцова с пушкинской поэзией, предложенная в работе руководителя петербургского Рубцовского центра Л. П. Федуновой. «Пушкинская и рубцовская поэзия, – отмечает автор, – это светлый храм, обитель, куда мы идем, чтобы светлое провидение осенило наши души». В другой своей статье Л. П. Федунова размышляет о глубинной связи поэтов – земляков – Николая Рубцова и Вилиора Иванова с родной вологодской землей. Завершает исследовательский раздел сборника неординарная статья московского филолога А. Е. Черновой о значении образа соснового шума в лирике Николая Рубцова.

Третий раздел нового Рубцовского сборника включает обстоятельные сообщения, посвященные проблемам сохранения памяти о поэте и популяризации его творчества. Значительная часть этой работы ведется усилиями музеев, библиотек, школ, Рубцовских центров, многочисленные примеры активной деятельности которых приводятся в докладах В. Н. Галушкиной, М. Н. Кошелевой, С. А. Лагерева, Г. А. Мартюковой. Администратор популярной среди почитателей поэзии Рубцова группы «ВКонтакте» «Тихая моя родина» Т. А. Ерохина представляет на страницах сборника своеобразный каталог материалов и фактов, наглядно показывающих многочисленные примеры увековечения памяти поэта в поэзии, живописи и скульптуре, а также присутствия его творчества в Интернет-пространстве. Тему «Рубцов в искусстве» продолжает статья известного художника из Череповца В. И. Филипповой, в которой автор рассказывает об отражении образов поэзии Рубцова в современном изобразительном искусстве Вологодчины.

Стихи Николая Рубцова давно уже стали частью не только русской культуры. Исследовательница из Китая Лу Вэнья выполнила перевод самых известных стихотворений поэта на свой родной язык, защитила диссертацию по творчеству поэта. Для Рубцовского сборника она подготовила статью об опыте перевода произведений Рубцова на китайский язык и о восприятии читателями из Поднебесной рубцовского творчества. Завершают издание очерки известного вологодского писателя Сергея Петровича Багрова, которого с Николаем Рубцовым связывали годы дружбы.

Новый Рубцовский сборник посвящен памяти ушедших недавно из жизни петербургского писателя Николая Михайловича Коняева и вологодского коллекционера, исследователя творчества Рубцова Сергея Александровича Дмитриева, много сделавших для сохранения памяти о поэте. В сборнике напечатаны две интереснейшие публикации С. А. Дмитриева: о воспоминаниях Ирины Александровны Пятницкой, известного вологодского специалиста музейного дела о встречах и общении с Николаем Рубцовым, и материал об отражении рубцовской лирики в творчестве художника Юрия Воронова.

Выход в свет нынешнего «Рубцовского сборника» – важное, во многом знаковое событие в рубцовском мире. Многоаспектность, разноплановость, оригинальность опубликованных работ, написанных исследователями разных поколений и разных региональных школ – свидетельство неисчерпаемости рубцовской поэзии и для любителей поэзии, и для литературоведческой науки.

Ознакомиться со сборником можно в библиотеке № 5 имени Николая Рубцова.

Кораблева М. А. вед. библиограф библиотеки № 5 имени Николая Рубцова