НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Букша, Ксения Сергеевна.
Малевич. Бог и другие фигуры [Текст] / Ксения Букша. - Москва : Молодая гвардия, 2017. – 16+.
Имеются экземпляры в библиотеках: ЦРБ, 02, 05, 06, 09.

«„Чёрный квадрат“ Малевича может мыслиться как трансцендентальная схема любой возможной картины…»
Борис Гройс из статьи «Воля к отдыху»

Взяв в руки эту книгу, хочется воскликнуть: «Наконец-то!». Наконец-то появилась достойная монография о самом непонятном и непонятом русском художнике начала ХХ века – Казимире Севериновиче Малевиче, творчество которого до сих пор вызывает яростные споры. Автор – Ксения Букша, молодая петербургская писательница, поэтесса, журналистка, переводчица. Лауреат российской литературной премии «Национальный бестселлер» 2014 года за роман «Завод Свобода».

На этот раз Ксения проделала грандиозную интеллектуальную работу по подбору и анализу материала – подлинные документы, воспоминания современников, собственные воспоминания Малевича. Воссоздана жизнь, эпоха, окружение, и, наконец, личность самого Казимира Малевича, которая удивляет и восхищает.

Казимир Малевич происходил из семьи управляющего сахарным заводом. Среди предков художника не было никого, кто бы имел какое-либо отношение к искусству или просвещению, в основном, это люди довольно приземленных сфер деятельности – военные, фельдшеры, землевладельцы. Большая многодетная семья Малевичей жила скромно, из-за частых переездов в доме даже не было книг. Мать занималась домашним крестьянским хозяйством и народным творчеством – вышиванием, вязанием. Казимир был самым старшим из девяти детей. «Для отца было ясно, что я должен варить сахар или избрать себе полегче профессию», – вспоминает Малевич.

В детстве Казимир практически не получил никакого образования и не умел рисовать, ничего не знал о художниках. Только лишь помогал крестьянским детям делать узоры на печке: петухов, коников, цветы. Один раз подглядывал за художниками из Петербурга, которые приехали расписывать иконы в храме. Но особенное видение мира – способность запечатлевать яркие мгновения, образы и копить в себе эти «негативы», – делало его потенциальным художником. Это еще раз подчеркивает самобытность и непосредственность автора новаторской живописи.

В 15 лет, на день рождения, Казимир впервые получил краски – 54 цвета! Первая картина «Лунная ночь» была выставлена в местном писчебумажном магазине и вскоре продана за пять рублей. Дальше призвание уже не отпускало будущего великого реформатора искусства ХХ века. Переезд в Москву для настоящего обучения рисованию, трудности бедной, голодной жизни. Портрет уникального художника в книге Ксении Букши получился многогранным. Показаны все грани характера и таланта. Малевич изображен как человек энергичный, целеустремленный, здравомыслящий, уверенно делающий сознательный выбор – верность искусству, полная самоотдача. Все остальное становиться не главным: семья, заработки. Грустный парадокс: «Малевич не заработал за всю жизнь и того, что сейчас дают за один его рисунок». Кстати, на аукционе Sotheby's из картин, написанных русскими художниками, полотно Малевича «Супрематическая композиция» уже несколько лет остается самым дорогим.

Творческий путь, поиски и исследования художника описаны подробно и досконально. Шаг за шагом, ступень за ступенью Малевич осваивал стили живописи: реализм, авангардизм, импрессионизм, фовизм, экспрессионизм, неопримитивизм, кубизм, футуризм, кубофутуризм. Накопленный опыт художник трансформировал в открытие нового собственного стиля – супрематизм. Это название придумал сам Малевич. Этим словом он объяснил превосходство цвета в живописи: доступно, понятно, интересно о сложных искусствоведческих и философских понятиях и вопросах.

Книга называется «Малевич. Бог и другие фигуры». «Других фигур» в биографии Казимира Малевича очень много. Некоторым из них посвящены целые главы. Отношения с собратьями по цеху сложны и противоречивы. А вот ученики, которых было немало, боготворят своего мэтра. Недаром существует легенда о том, что работая в Витебске, к Малевичу от Шагала перебежали все ученики. Педагог он был замечательный, пожалуй, это вторая из сильнейших граней его таланта. Обладая мощной энергетикой, он «зажигал» своих учеников. Многие из них стали прекрасными художниками и оставались преданными мастеру до конца его жизни. Малевич выработал свою систему обучения искусству: проведя студентов по всем стилям, предлагал каждому выбрать то, что было ему ближе. Не давил и ничего не навязывал, позволял каждому раскрыться по-своему. Несмотря на то, что считал супрематизм высшей ступенью, никого туда не тянул.

В последних главах книги автор прослеживает, какое влияние творчество Малевича оказало на искусство, архитектуру и дизайн ХХ и ХХI века. Многие направления, такие как концептуализм, абстракционизм, искусства перфоманса, считают создателя супрематизма своим художественным «предком». Писатель Ксения Букша знает и неплохо разбирается в современном искусстве. Имена и творчество художников, продолжающих работать в традициях Казимира Малевича, будут открытием для читателей, интересующихся тем, чем живет искусство сегодня.

Е. Б. Андреева, ведущий библиотекарь Рыбацкой библиотеки