НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Славникова Ольга Александровна (лауреат премии «Русский Букер»).
Прыжок в длину: роман – Москва: АСТ, 2018. – 510 с. – (Новая русская классика)
Имеются экземпляры в библиотеках: 13, ЦДБ, 08, 10, АБ, 01, 05, 06, 07, 09, 02, 03.

Вниманию читателей предлагаю новый роман известного прозаика, лауреата премии «Русский Букер», Ольги Славниковой «Прыжок в длину».

Фабула романа такова:

Молодой, многообещающий спортсмен-легкоатлет Олег Ведерников готовится к очень важным для него, ответственным соревнованиям – чемпионату Европы. По пути на тренировку Олег видит, как маленький мальчик Женя Короваев пытается на мостовой догнать свой мячик и в это же время огромный «хаммер» выезжает сбоку и их столкновение неизбежно. Олег совершает уникальный прыжок в длину, отталкивает мальчишку, но при этом лишается обеих ног, становится инвалидом. Спортом он больше заниматься не может.

В начале книги показывая нравственные и физические мучения героя. Славникова дотошно демонстрирует нам быт людей с ограниченными возможностями: сиделки, костыли, протезы, унизительные медицинские манипуляции, давая понять всю непрочность тела человека.

Герой романа, люди, окружающие Олега, тоже с ограниченными возможностями. У одних нет любви и сочувствия, у других – ампутирована совесть. Мать Олега Ведерникова – влиятельная владелица салонов красоты обеспечивает его материально, но бросает Олега, как только он немного оправился после аварии и отдаляется, изредка навещая и привозя деньги. Мать нанимает домработницу Лиду, которая ухаживает за сыном, а впоследствии, становится его гражданской женой. В квартире всё уютно, тепло и сытно, но под благополучным с виду положением дел нет настоящего чувства, всё лицемерно и меланхолично.

Бывший тренер, дядя Саня, пытается оживить эту невыносимую жизнь Олега. Он приводит его в группу инвалидов-колясочников. Но бывший спортсмен не сделался в команде своим. Ему завидовали, зная, что у Олега всё есть и ему не о чем заботиться в быту, а им приходится бороться за свои льготы и права.

Олег снова закрывается в свой маленький мир и очень страдает. Но потом он открывает для себя возможности интернета, пробует работать на дому. Сначала это был интернет-магазин по продаже мобильников, в другой раз он предлагал продукты для здоровья одной компании, как выяснилось работающей без лицензии, так что денег Олег так и не получил.

Но самые сложные переживания возникали у Ведерникова в отношении спасённого мальчика. Принеся огромную жертву, Олег считал, что может контролировать Женю, который просто обязан жить за своего спасителя, иметь смысл жизни и доказывать это постоянно. Это было подобием возмездия за всё, что Олег потерял. Но Женечка совсем не такой. Внешне он выглядел полным антиподом Олега. Был какой-то ненормальной плотности и телосложения: огромные кулаки на тонких руках, короткие ноги с огромными ступнями. Он совсем не мог прыгать, как будто был набит землёй, но восторгался всем, что могло двигаться по воздуху. Рос Женечка без амбиций, учился плохо. Со школьных лет всё время что-то перепродавал, играл в карты и деньги у него всегда водились.

Так и вырос он из неуклюжего ребёнка в гаденького взрослого, в «негодяйчика», как называл его про себя Ведерников, самое ужасное, что от него пострадало много окружавших его людей, хотя сам Женечка всё время оказывался ненаказуемым. Главными его жертвами стали: сначала сам Олег, затем одноклассница Ирина, которую он изнасиловал после выпускного вечера, другая однокашница Журавлёва пыталась спасти его тонущего в бассейне, но Женя очень ловко оттолкнулся от неё, тем самым выплыл, а девочка сама чуть не утонула и очень долго лежала в больнице. Были ещё и другие жертвы. Женя рос убеждённым в своей исключительной ценности. Эта вера в себя создала вокруг него аномальную атмосферу, несущую несчастье всем, кто попадал на орбиту на его жизненном пути. Выбежав в детстве на дорогу, он продолжал лететь с какой-то разрушительной силой.

Женя отказывался брать у Олега деньги, у него всегда были свои. Если жизнь спасённого ребёнка принадлежит Олегу, то он несёт ответственность за всё, что он творит. Караваев не только не оправдывает минимальных надежд Ведерникова, но и продолжает попадать в опасные истории, калеча жизнь своих спасателей.

Сам Олег потихоньку деградировал, не зная каким образом себе помочь, он всё чаще обращался к интернету, выискивая в сети истории таких же ампутантов, как он. Ему хотелось знать, как они справляются со своим несчастьем. Самой знаменитой персоной в сети среди инвалидов была Кира Асокина, потерявшая только одну ногу. Она вела очень позитивный рейтинговый блог, поддерживающий попавших в беду людей. После просмотра её ток-шоу на ТВ, Олег верил, что с несчастьем можно справиться с помощью доступных бытовых рецептов.

На приеме у своего врача-протезиста Олег знакомится с Кирой. Асокина находит спонсора и мечтает поставить художественно-документальный фильм об Олеге и его судьбе. Она считает, что за последние 15 лет проведённые им дома мир стал совершенно другим и нужно пробовать начать всё с начала. Прежде всего, фильм нужен Олегу, что бы увидеть жизнь глазами взрослого человека. Всех персонажей фильма будут играть актёры, а на долю Олега останется только его рекордный прыжок. Ведерников даёт согласие на сьемки и начинает тренироваться. Он вновь ощущает, что он сможет бросить вызов гравитации.

Кира Асокина погружает Олега в другой мир, они любят друг друга. Он чувствует, что нашёл неожиданную вершину победы, в которой чувствует себя полубогом, но недолго: всего один съемочный день, который привёл его к гибели, но звучит это как, освобождение, очищение, перевоплощение, которое он так долго ждал. И опять ему придётся выбирать между жизнью своей и жизнью «негодяйчика», в тот момент, когда его собственная жизнь обрела, наконец, смысл.

Невольно задаёшь себе вопросы:

Все ли человеческие жизни равноценны?

Всегда ли нужно бросать все силы на спасение другого?

Ответствен ли человек перед своим талантом?

Автор оставляет читателю обзор для размышления: согласен ли он с героем романа. Но самое главное в этом романе – язык. Эмоциональный текст, ясность и простота речи, особое виденье вещей и ситуаций, для каждого героя свои эпитеты, формирующие образ, особая метафоричность.

Рекомендую всем любителям хорошей современной литературы.

Т. Н. Бурмакина, библиотекарь I категории библиотеки № 3 имени О. Ф. Берггольц