НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Коняев, Н. М.
Коняев, Н. М. Петербург: неповторимые судьбы: город и его великие люди. Санкт-Петербург: Страта, 2018.– 134 с. – (Петербург: тайны, мифы, легенды).

«Петербург: неповторимые судьбы» – одна из последних книг, написанных петербургским писателем Николаем Михайловичем Коняевым, ушедшем от нас в сентябре 2018 года. Несмотря на многогранный характер творчества писателя, а его перу принадлежат немало книг художественной и документальной прозы, сочинений по отечественной истории – важное место в его наследии принадлежат публикациям на рубцовскую тему.

Вклад писателя в современное рубцововедение поистине неоценим. Н. М. Коняевым написаны несколько книг и десятки статей о поэте. Именно в произведениях Николая Михайловича Коняева были впервые систематически изложены жизненный и творческий путь Рубцова, а его монография «Николай Рубцов», вышедшая двумя изданиями в популярной серии ЖЗЛ, стала классикой литературоведения на рубцовскую тему. В своих произведениях о Рубцове Коняев постоянно подчеркивал несомненную духовную значимость творчества поэта, что позволило именно Рубцову стать воплощением русской судьбы.

В последние годы Николай Михайлович Коняев особенно много писал об исторических путях России, наших великих соотечественниках, и книга «Петербург: неповторимые судьбы» – одна из таких работ. В ней автор повествует о жизни великих петербуржцев, о том, как их судьбы отразились в судьбе страны и судьбе Петербурга. Герои книги принадлежат к разным сословиям и поколениям – это император Павел I, один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург – Москва Павел Мельников, певица Анастасия Вяльцева, писатель Валентин Пикуль, композитор Валерий Гаврилин и поэт Николай Рубцов

Очерк о Николае Рубцове называется «Рубцовский вальс». В его основе – рассказ о работе композитора Валерия Гаврилина над вокальным циклом «Рубцовская тетрадь». Этот замысел композитора оказался, к сожалению, не реализованным. Но остались свидетельства о том, что именно рубцовские строки были наиболее близки Гаврилину в последние годы его жизни, именно «Николай Рубцов и образ его стихов» занимал мысли композитора в то время. В небольшом по объему очерке много важных, психологически точных мыслей об истоках творческих и жизненных пересечений поэта и композитора: «...необыкновенную одухотворённость русской жизни, ее незащищенность и сокровенную красоту они постигли в самом раннем детстве, и, может быть, именно поэтому с такой необыкновенной силой сумели выразить в своем творчестве…». Свои размышления о созвучии наследия поэта и композитора, Н. М. Коняев заключает так: «Стихи Рубцова необыкновенно просты, как и музыка Валерия Гаврилина, но обманчива эта простота и ясность…». Неслучайно неповторимые судьбы, уроженцев Вологодчины Рубцова и Гаврилина, художников трудной судьбы, их имена и творчество оказались не только фактом и достоянием общенациональной, но и петербургской культуры.

Книга о великих людях Петербурга стала одной из последних для Николая Михайловича Коняева. Но его творческое наследие «будет иметь долгую, очень долгую жизнь. Оно будет востребовано до тех пор, пока жива Россия...» (из некролога, опубликованного журналом «Русский дом»)

Кораблева М. А., вед. библиограф библиотеки им. Н. Рубцова