НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Октябрь 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Иванов А. В. (1969 – ).
Тобол. Мало званых. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018.– 832 с.


Имеются экземпляры в библиотеках: 13, 10, 01, 03, 04, 07, 09, ЦДБ, 02, 05, 06, AБ.

Алексей Иванов родился в 1969 году в Нижнем Новгороде, юность прошла в Екатеринбурге. Всегда хотел стать писателем, но как часто бывает, путь к писательству был непростым.

Окончил факультет журналистики и факультет истории искусств Уральского государственного университета. Работал учителем, гидом-проводником, сторожем. И все время писал. Начал с фантастики, но позже перешел на другие жанры. Писал в стол. Успех пришел в 2003 году с публикации романа «Сердце Пармы». Затем вышел «Географ глобус пропил». И о писателе заговорили. Фантастика, исторический роман, современная проза, все у Алексея получается талантливо и востребовано читателями. По его сочинениям снимаются фильмы, ставятся спектакли, он пишет сценарии, его произведения внесены в программы вузов.

Роман «Тобол. Мало званых» и продолжение «Тобол. Мало избранных» – о петровском времени, об освоении Сибири, о сосуществовании разных культур и о людях. Масштабное повествование уносит и полностью поглощает, манит и не отпускает еще какое-то время после прочтения. Природа, столкновение религий, освоение земель русскими, что особенно ценно в Сибири, вдали от Москвы. Роман насыщен местной топографией, большим количеством этнографической информации, мифологией, столкновением нескольких религий, но все это настолько органично внедрено в текст, что остается только удивляться мастерству автора, масштабу освоенной информации для написания романа, и любви к родной стране.

Главным героем можно считать архитектора Семена Ремезова, который построил Тобольский кремль. Историческая основа верна, но документом его считать не стоит. Эпоха перемен, так знакомая нам, была и тогда. Петр, упоминаемый вскользь, строит новое государство, рвет старые связи, перепахивает устои. Князь Гагарин – фигура тоже историческая. Много успел сделать в Сибири, предстает хватким хозяином большой земли, никогда не забывающим и о своей выгоде. Фискалы петровские, ведут следствие против него, борются с коррупцией. Вечная тема, как и национальный характер, как будто это не три века назад, а сегодня.

Кроме русских полноправных героев, в романе описаны пленные шведы, сосланные подальше в Россию, живущие на поселении и мечтающие вернуться домой. Все для них непонятно: и быт, и нравы. Сибирь велика и богата, много народов живет в ней. Айкони и Хомани – девушки-близнецы в остяцком селении. Отец воспитывал их один и надеется удачно продать хотя бы одну из них. Филофей едет крестить остяков в православие, Епифания стремится получить вечную жизнь, сгорев в раскольническом огне. Каждый ищет свою дорогу.

Сюжетные линии скользят и переплетаются, герои имеют яркие характеры, развивающиеся в течение повествования. Нити ни разу не обрываются, героев своих автор любит и ведет. Все герои, даже второстепенные, выписаны ярко, живописно, с любовью к каждому. Чтение захватывает и увлекает настолько, что размышлять кто тут второстепенный и неважный – некогда. Жизнь государственных мужей и их домочадцев, пленных шведов, остяцких девушек, такая настоящая и живая с историческими деталями, что сомнений не возникает в правдоподобности происходящего.

Композиция выверена и кристально точна. Совершенно не хочется разбирать произведение на составляющие. Единственное желание после прочтения – пройти теми же путями, почувствовать масштаб страны, испытать гордость за людей, первыми поселившихся в Сибири, пережить вместе с героями их счастье и горе.

«Зимой в съезжей избе Филофей объяснял остякам-новокрещёнам, в чём суть русской веры. Лесные боги не требовали от людей ничего, кроме жертв. А русский бог требовал, чтобы люди жили по его правилам. Он запрещал причинять зло другому человеку. Даже если этот человек плохой и заслужил кару, даже если он смеётся над твоим бездействием…. Нельзя причинять зло. Кто убережёт себя от зла, тот получит от бога вторую вечную жизнь в раю».

Г. И. Галюченко, библиотекарь Рыбацкой библиотеки