НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Шеваров Д. Г.
Вологодская тетрадь.- Вологда: Древности Севера, 2016.- 233 с.: ил.
Имеются экземпляры в библиотеках: 05.

Новая книга известного журналиста и писателя Дмитрия Шеварова «Вологодская тетрадь» стала заметным явлением в летописи вологодской земли. Для писателя Вологда – это город детства и место, где началась его творческая судьба. Ностальгическим воспоминаниям писателя посвящены согретые особым теплым чувством первые две части «тетрадей».

Большая глава с символичным названием «Люди Рождества» посвящена землякам – вологжанам – людям, жизнь, поступки и произведения которых оставили след душе писателя. В этой части издания читатель найдет очерки о литераторах – Константине Батюшкове, Александре Яшине, Сергее Орлове, Василии Белове, художнице Джанне Тутунджан, композиторе Валерии Гаврилине, музыканте Александре Башлачеве… Надо отметить, что в творчестве писателя биографический очерк занимает особое место. В предисловии Владимира Кудрявцева приводятся слова Дмитрия Шеварова, как нельзя лучше иллюстрирующие его отношение к своим героям: «Когда пишешь о людях, открывается какая-то другая география, другие пространства. Судьба человека достигает иногда горней высоты. И прикасаясь к таким судьбам, ты сам невольно пробуешь подняться – хотя бы мысленно – вслед за добрыми и мужественными людьми…»

Опубликованный в книге «Вологодские тетради» очерк, посвященный Николаю Рубцову, называется «Выпал снег». Среди всего, что написано о великом поэте, это, пожалуй, одно из самых тёплых, сердечных и добрых повествований. Как пишет Дмитрий Шеваров, «Рубцов для нас настолько сокровенный поэт, настолько истинно и нежно любимый, что громкие слова кажутся досадно излишними…»

В совсем небольшом по объему очерке читатель найдет немало интересных наблюдений о жизни и творчестве Николая Рубцова, не привлёкших внимания других исследователей. Так, автор «Вологодских тетрадей» считает знаковым совпадение имени поэта, названия деревни, где он вырос и полуразрушенного храма, который Рубцов знал с детства: «это давало мальчику ощущение того, что он принесен на эту землю не по случайной разнарядке, а по высшему промыслу». Своим поэтический даром Рубцов показал сиротство русского человека в ХХ веке, «лишенного корней, памяти, веры предков», – утверждает Дмитрий Шеваров. Приводя рассуждения поэта о судьбе русского языка, автор книги отмечает их удивительное сходство с выводами крупнейших филологов своего времени. Расхожие легенды и стереотипы о поэте писатель опровергает, цитируя воспоминания людей, хорошо знавших Рубцова. Ведь за подобной обывательской мифологией, отмечает писатель, «теряется подлинная судьба поэта». В очерке приведены любопытные подробности сотрудничества Рубцова с редакциями районных и областных газет, где впервые были напечатаны многие из лучших рубцовских стихотворений, – как журналисту, начинавшему свой творческий путь в областной газете, Дмитрию Шеварову, несомненно, близка эта тема.

И, конечно, особое обаяние очерка о Рубцове, как и всей книги в целом, состоит в неповторимой авторской интонации, светлом и добром отношении к жизни, так созвучном поэтическому миру Рубцова.

М. А. Кораблева, гл. библиотекарь библиотеки имени Н. Рубцова