НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
lone-padenie-koshki

Сенчин, Роман Валерьевич (1971- ).

Изобилие : рассказы / Роман Сенчин. - Москва : КоЛибри, 2011. - 220, [1] с. - (Уроки русского).

 

Имеются экземпляры в библиотеках: ЦРБ, 01, 02, 05, 06, 03, 04.

Официальная критика, видимо, не сочла большим событием книгу рассказов Романа Сенчина «Изобилие». Может быть потому, что в это же время появился его новый роман «Информация», который, как раз, вызвал много публикаций в литературных изданиях.

А ведь сборник интересен уже тем, что это рассказы, написанные совсем молодым автором (Сенчин родился в 1971 году, рассказы датированы периодом с 1993-его по 1999-й годы). Кроме того, ранее они не публиковались в столичных изданиях и, видимо поэтому, в аннотации к сборнику говорится о новых рассказах писателя.

Все рассказы производят сильное впечатление, слышится неподдельная боль писателя и понятная каждому злость за всё происходящее с народом и страной. Рассказ «Покушение на побег» представляются мне просто шедевром, особенно, если помнить о возрасте автора в момент его написания. Последний же рассказ, «Первая девушка», кажется чересчур натуралистичным по жестокости и откровенности, особенно в силу того, что рассказ опубликован сегодня, когда автору уже 40 лет, и у него есть дети. В последнем романе Сенчина «Информация» тоже огорчает слишком натуралистичное описание некоторых сцен и не всегда оправданное употребление ненормативной лексики.

Но при всех недостатках в этих ранних рассказах Романа Сенчина уже присутствует его неповторимый аскетичный стиль и философская глубина в описании правды жизни.

В аннотации к сборнику написано: «…Каждый его рассказ похож на потусторонний приговор свинству, написанный с большим мастерством и не подлежит обсуждению». Тем не менее, обсуждение сборника идёт среди читателей и особенно бурно среди пользователей Интернета. У Сенчина много читателей, высоко оценивающих его творчество. Они очень эмоционально и, в тоже время, внимательно относятся к его рассказам, подмечая многие особенности его прозы, достижения и просчёты. Приведу некоторые фрагменты:

- Вряд ли кто-нибудь кроме Романа Сенчина мог лучше описать всё происходящее в нашей стране в девяностые годы прошлого века. Сенчин угрюм, молчалив, внешне мирный, но будьте уверены, человек опасный, пленных не берёт. «Изобилие» - не просто сборник ранней прозы писателя, это приговор постсоветской эпохе, учебник анархической России. …Если Роман Сенчин не попадёт в учебники по литературе, школьники будущего нашу историю будут изучать точно по его книге.

- Сборник советую всем поклонникам творчества Сенчина. Не разочаруетесь и познакомитесь с ранним творчеством. Произведения короткие и динамичные, формат книжки небольшой. Есть несколько неудачных, с моей точки зрения, вещей, но они погоды не делают.

- К сожалению, многим рассказам не хватает концовки. …Но я готова была простить Роману эту незавершённость, которая искупается болезненной, страшной, мучительной, отвратительной честностью. … И уже было замахнулась на восторги. …И тут, на свою беду, дошла до последнего рассказа, который называется «Первая девушка». …Если бы не «Первая девушка» книжку «Изобилие» оценила бы я на пять баллов из пяти. Ну прямо хоть вырывай этот злосчастный рассказ! Да только из песни слов не выкинешь…(Елена Колядина).

На фоне таких эмоциональных и неравнодушных отзывов читающей публики профессиональная критика выглядит хладнокровной, вялой, неотражающей литературной значимости этого произведения. Чаще всего говорят о том, что Роман Сенчин является ярким представителем «нового реализма», некоторым его рассказы напоминают «особо «противные» давние рассказы Владимира Сорокина», другие утверждают, что «…бедность языка, отсутствие образности, местами даже скудость лексики Сенчина ...это – признаки скудости художественных средств».

Мне, как читателю, интересны споры профессиональных критиков о новых течениях в литературе, но не более того. Творчество же Романа Сенчина, на мой читательский взгляд, гораздо шире всяких «измов». А аскетизм его стиля и кажущуюся авторскую бесстрастность по отношению к своим героям я объясняю той человеческой болью и горечью, которая за всем этим стоит, а никак не равнодушной игрой, которая свойственна многим другим современным писателям.

В заключение хочу порекомендовать всем ценителям творчества Романа Сенчина прочесть две его новых повести, опубликованные недавно и почти одновременно в «толстых» журналах: «Полоса» («Дружба народов». – №5. – 2012.) и «Зима» («Знамя». – №6. – 2012.). Эти повести лучше и читать одновременно, друг за другом, чтобы почувствовать потрясающую разницу между главными героями, людьми разного возраста, но всё же, современниками, живущими в одно время, а не так давно и в одной стране. Делает их разными отношение к жизни и осознание своего места в мире. Стилистика и язык повестей, по-прежнему, узнаваемо сенченские.

 Волосенко Л.А.,
Зав. библиотекой № 2  им. Ф. Абрамова