НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Янагихара, Ханья (1975- ).
Маленькая жизнь [Текст] = A little life: [роман] / Ханья Янагихара; пер. с англ. Александры Борисенко, Анастасии Завозовой, Виктора Сонькина. – Москва: АСТ: CORPUS, 2017. – 683, [1] с. – (Corpus; 406). – Содержит нецензурную брань. – 18+.
Имеются экземпляры в библиотеках:01, 02, 03, 05, 06, 09, 07.

Эта книга странная. Читать ее тяжело. Но когда отложишь в сторону, хочется снова к ней вернуться. Тяжело потому, что она вся соткана из эмоций и далеко не всегда положительных. Она апеллирует к подсознанию читателя. В ней очень много мучительных психологических пассажей, которые эмоциональный человек не может не проецировать на себя. Но само повествование затягивает как омут, в котором тонешь, и очень трудно из него потом выбраться. Даже если отложить «Маленькую жизнь» на время, освободиться от нее невозможно. Это одна из тех книг, о которых приходится бесконечно думать, от которых нужно отходить, вылечиваться.

История, которую придумала писательница, вроде бы проста. Дружба четырех мужчин, которая началась с юности, когда они все вместе учились в одном колледже. Они были очень разные – эти ребята. Джей-Би афроамериканец, веселый толстощекий любимец семьи, которую составляли только женщины. Малкольм, который не знает, к какой расе себя отнести: слишком темный для белого и слишком светлый для черного. Но он богат, единственный из всей четверки. Виллем, выходец из бедной семьи эмигрантов, красивый, добрый, яркий блондин. Джуд. О его происхождении ничего не известно. Его внешность описывается постепенно, но главное, что отличает его от друзей – это увечность. Но потом изредка в описании этого героя мелькают слова «очень красив», «зеленые глаза», «необыкновенные волосы». Портрет Джуда складывается из маленьких хрупких частичек и сам он кажется таким же зыбким, готовым вот-вот рассыпаться от малейшего потрясения.

Итак, история кажется простой. И вроде бы в ней присутствуют четыре главных героя. Но на самом деле книга писалась только с одной целью: рассказать читателю о жизни только одного персонажа.

Да, единственный главный герой романа – это Джуд Сент-Фрэнсис и его страшное прошлое. Впервые мы встречаемся с ним, когда ему едва исполнилось семнадцать лет, он в четверке друзей самый младший. Он скрывал от всех историю своего детства и отрочества, а также, где и при каких обстоятельствах получил травмы, которые оставили на его теле и в душе жуткие шрамы. Ни Мальком, ни Джей-Би за всю жизнь так ничего о нем и не узнали. Даже самый близкий ему человек – Виллем – был посвящен в историю Джуда только ближе к 50-ти годам.

Джуд помнил каждую минуту своего детства, и это всю жизнь не давало ему покоя. Психологическая травма настолько повлияла на него, что, даже достигнув больших успехов в работе, в жизни, имея прекрасных друзей, готовых прийти на помощь в любую минуту, он считал себя омерзительным, уродливым, никому не нужным, что он – хуже всех в мире, что он сам причина всех своих несчастий. Джуд не мог поверить в хорошее, но если с ним происходило что-то плохое, он это воспринимал даже с облегчением: он всегда знал, что не заслуживает доброго отношения к себе.

На жизнь героя читатель может посмотреть с нескольких проекций: Виллема, его друга, Гарольда, его приемного отца, самого Джуда и собственно автора. Мы видим, что героя любят и ценят окружающие его люди. Нам рассказывают, что он сам всегда помогает своим друзьям в различных жизненных ситуациях.

Но что бы он ни делал, его детство не отпускает его и не дает ему двигаться дальше, будто резиновые вожжи, которые натягиваются и растягиваются, но потом одним махом отбрасывают его назад в страшные годы, когда формировалась его личность. И то, что сформировалось тогда, не дает возможности жить новому Джуду, успешному и процветающему юристу, достигшему, казалось бы, всего, что только возможно достичь в жизни.

И становится ясно, что спасти человека, который не хочет быть спасенным, невозможно.

Елена Омецинская, ведущий библиотекарь библиотеки № 7