НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Райкина, Марина Александровна (театровед; 1957- ).
За кулисами. Москва театральная [Текст] / Марина Райкина. - Москва: АСТ, 2017. - 392, [5] с., [8] л. ил. - (Великая книга о великом).
Имеются экземпляры в библиотеках: ЦДБ, ЦРБ, 02, 04, 06, 07, 09, 01, 03, 05.

Зачем мы ходим в театр… Есть много причин для этого. Мы переживаем за чужую жизнь, как за собственную, восторгаемся игрой любимых актеров, обсуждаем новую постановку известного режиссера. Но это то, что нам открыто, то, что мы видим из зрительного зала. А у театра существует своя закулисная жизнь. Свое зазеркалье, куда посторонним вход воспрещен. Об этом и идет речь в новой книге «За кулисами: Москва театральная» известного театроведа, историка театра и телеведущей Марины Райкиной.

О театральном закулисье автор повествует деликатно и очень по-человечески. Это не копание в чужом белье, не разборки во всеобъемлющих сплетнях. Трудно ли на сцене играть любовь. Профессионалы считают, что главное условие - влюбленность в партнера. Но наличие романа совсем не обязательно. Марина Зудина уверяет, что трудно было играть с Олегом Табаковым любовную пару на сцене, когда их роман был в разгаре, так как приходилось скрывать свои чувства на сцене. Роскошно любить на сцене умели Владимир Высоцкий, Олег Даль, Андрей Миронов. Райкина приводит примеры спектаклей, когда любовь играют враги или разведенные супруги. Во время действия они могут не подать реплику или сводят счеты, изменяя текст драматурга. Вы узнаете, какие оговорки делают актеры на сцене. Особенно это забавно звучит в пьесах классического репертуара.

Театр Российской Армии. Спектакль «Ревизор». Начало комедии. Идет канонический текст, который вдруг заканчивается неожиданно словами: «К нам едет… Хлестаков». Немая сцена. Дальше играть нечего. В опере «Евгений Онегин» Гремин представляет Онегину свою жену Татьяну как сестру. Звучит это так: «- Да кто ж она? - Сестра моя. Евгению ничего не остается, как спеть - Так ты сестрат? Не знал я ране.» Публика в недоуменье.

Описываются в книге и секреты гримера. Можно узнать, как из белокожего актера сделать негра, что подкладывают в рот, чтобы говорить по-стариковски, как немолодому артисту выглядеть моложе. Рассказывает автор о братьях наших меньших на сцене. Актеры считают, что переиграть животное на сцене нельзя. Во МХАТе во время спектакля из-за кулис вышли навстречу друг другу две кошки, не обращая внимания на великих мастеров сцены (а это были Смоктуновский и Ефремов) и вальяжно ушли за кулисы. Актеры очнулись, когда в зале начался гомерический хохот. В кого только не преображаются актеры в капустниках. Это зрелище тоже закулисное, но в книге открываются их секреты.

Отдельная тема - как артисты «подкалывают» друг друга на сцене. Это и подмена реквизита и перестановка мизансцен, а также замена графинов с водой крепким алкоголем. Иногда от подобных шуток приходилось останавливать спектакль, потому что исполнители не могли сдерживать смех. Много еще интересного вы можете узнать из этой новой книги. Театр, несмотря на многие перемены в нашей жизни, остается для нас волшебным миром. Если вы любите театр, то получите от прочтения большое удовольствие.

Бурмакина Т. Н., библиотекарь 1 категории библиотеки № 3 им. О. Берггольц