НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Никонов, Александр Петрович (1964- ).
За фасадом империи [Текст]: краткий курс отечественной мифологии / Александр Никонов. - Москва: ЭНАС; Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 510, [1] с. - (Точка зрения).
Имеются экземпляры в библиотеках: 02, 04, 05, ЦДБ, ЦРБ.

Зачем сносят исторические памятники?

Ответ на этот вопрос вы найдете после прочтения книги публициста и журналиста Александра Никонова «За фасадом империи». Александр Никонов не историк, поэтому в его книгах нет той точности в изложении событий, фактов, документов, что присуще данной науке и это часто ставят ему в вину. О нем спорят, его ругают, с ним не соглашаются, его боятся хвалить, но его читают и читают увлеченно от начала и до конца. Александр Никонов не историк, но, тем не менее, в его книгах представлены многочисленные сноски к историческим документам, к фактам – неизвестным и сенсационным, цитаты и письма известных ученых и писателей, что делает его текст авторитетным и убедительным, вызывает желание заглянуть в первоисточники. Это, пожалуй, самое главное послевкусие, которое остается от прочтения его книг – желание знать историю своей страны с учетом новых знаний, избавиться от стойких заблуждений и иллюзий, на которых воспитано не одно поколение в нашей стране.

Книга «За фасадом империи», которая вышла в серии «Точка зрения» неслучайно имеет подзаголовок «Краткий курс отечественной мифологии», потому что она разрушает исторические мифы, опрокидывает привычный для многих мир. Это, если можно так сказать, учебник по истории, который нужно прочитать всем, кто имеет хотя бы среднее образование. Как пишет автор: «Россия - страна муляжей. Страна мифов. Страна действующих макетов. Страна-зомби… Угрюмое величие былой империи ещё отсвечивает в мозгах людей, мешая жить новой жизнью. Патологичность и мифологичность этих представлений не осознаются. До сих пор многие убеждены, что «в СССР было много хорошего», и пребывают во власти многочисленных мифов. О том, что «была уверенность в завтрашнем дне». Что СССР был первой державой, которая вышла в космос. Что власть в нем была рабоче-крестьянская, а социализм строился «на благо всего общества, а не одних только нуворишей»…»

От страницы к странице Александр Никонов разрушает мифологемы, вокруг которых сегодня нагнаивается псевдопатриотическая психология, снимая слой за слоем культурные шлаки и стереотипы последней эпохи. Достается в книге многим – Марксу и Энгельсу с их теорией «прибавочной стоимости», террористу Ленину, космической эре СССР и даже Курилам.

Давайте заглянем в книгу и увидим, что Киев – «отец городов русских» был на самом деле городом шведским. А князь Олег, известный нам из «Слова о полку Игореве» носил скандинавское имя Хельг. Знаменитый историк Георгий Вернадский (сын всем известного академика Вернадского, введшего понятие ноосферы) уверен: «Не может быть сомнения, что в девятом и десятом веках под именем «русские» (русь, рось) чаще всего подразумевались скандинавы».

Глава «Настоящий татарин» посвящена еще одному мифу отечественной истории – Александру Невскому, которого церковь назначила святым, а Сталин велел снять о нем фильм. Однако более объективные ученые считают его предателем своего народа. Так историк Александр Волович отмечает: «Практически вся европейская историческая мысль сводится к тому, что «именно коллаборационизм Александра по отношению к татаро-монголам, предательство им братьев Андрея и Ярослава в 1252 году стало причиной установления на Руси ига Золотой Орды»».

Мало кто знает, что Александр часть детства и всю юность провел в Орде и воспитывался не в русском, а в татарском духе. Соответственно Александр проникся татарщиной настолько, что даже стал приемным сыном Батыя и названным братом батыева сына Сартака. Любопытно, но ни в какой Невской битве он участвовать не мог по малолетству, ему было тогда 10 лет и пил он в то время кумыс с Сартаком. По тем же причинам он не участвовал в битве на Чудском озере в 1242 году. К слову, «битвами» это точно не назвать, так как в стычке на Неве участвовало менее 300 человек с обеих сторон. Битва на льду Чудского озера с немецкими крестоносцами также прошла «незаметно для русских летописей и была упомянута лишь немецкими источниками, которые отмечают потерю двадцати рыцарей – то ли убитыми, то ли провалившимися в этой «битве» под лёд. Причем, что интересно, эти немцы вовсе не «нападали на Русь», а просто преследовали отряд русских, вторгшихся в их владения слегка пограбить, и догнали грабителей на Чудском озере, где и произошла стычка…»

Особого внимания заслуживает глава «Дутый всадник» о Петре I, которого Лев Толстой называл «осатанелым зверем» и «великим мерзавцем», а историк позапрошлого века Ключевский дал ему такую характеристику «с детства плохо направленный нравственно и рано испорченный физически, невероятно грубый по воспитанию и образу жизни, бесчеловечный…»

Петр I – это один из главных мифов нашей истории. Именно его медный всадник вздымает лошадь в Санкт-Петербурге – в городе, который он основал, как «окно в Европу». Однако прочитав книгу Александра Никонова, понимаешь, что он не прорубил «окно в Европу», а заколотил его на сто лет вперед. На месте Санкт-Петербурга в то время уже был город и довольно заселенный с многотысячным населением, заводами, крепостями и храмами – Ниеншанц, но в отличие от Санкт-Петербурга никогда не затапливался при наводнениях, так как строили его с умом. Россия уже отвоевала у ослабевшей Швеции всю Эстляндию и Лифляндию. Как альтернатива были Выборг, Ревель (нынешний Таллин) и Рига. Торговать с Европой можно было также через водные пути Новгорода и Пскова. Можно было продолжать торговать через Архангельск – самый крупный порт того времени.

От мифа о Петре I как о прогрессивном царе – реформаторе не остается камня на камне, а возникает убеждение, что на деле Петр Великий «пинками своих ботфортов отбросил Россию в прошлое». Да один только факт, что «петровской армии потребовалось два десятилетия, чтобы в составе международной коалиции, состоящей из Дании, Польши, Саксонии и России, одолеть Карла XII, который в лучшие годы обладал армией, не превышавшей 45 тысяч человек, говорит о многом. Для сравнения: в армии Петра было 200 тысяч рекрутов». Целый ряд историков отмечали низкую боеспособность петровской армии. Петр умудрялся проигрывать даже те сражения, в которых у него было многократное превосходство в силах.

Существует легенда, что Петр создал военный российский флот. Однако на самом деле он его не создал, а уничтожил. Вот что пишет историк Евгений Анисимов – лауреат Анциферовской премии, которую дают за исследования по истории Петербурга «военные корабли, построенные Петром, были весьма разнотипны, строились из сырого леса, плохо маневрировали, экипажи были слабо подготовлены». Эти корабли после смерти Петра, не найдя никакого применения, просто сгнили на рейде - из трёхсот судов осталось только восемь.

Многие считают, что за столько лет исторической неправды в нашей стране правды уже не сыскать, но всё-таки, если заглянуть в петровские указы, то сложить дважды два можно. Именно петровские указы характеризуют Петра как нельзя лучше. За свою жизнь малообразованный Пётр нашлёпал тысячи указов, которые писал на коленке и которые зачастую противоречили друг другу.

От бюрократии, заложенной татарами и Петром, Александр Никонов переходит к революции и сталинской бюрократии. Здесь читателя ждут новые интересные факты. Он публикует письмо М. Шолохова к И. Сталину о репрессиях в ст. Вешенская по поводу невероятных успехов коллективизации и методах, которыми большевики добывали хлеб, где тот восклицает «я видел такое, что нельзя забыть до смерти!» Именно это письмо нужно читать всем, кто ностальгирует по той репрессивной эпохе.

Книга Александра Никонова «За фасадом империи» ценна еще тем, что даёт понимание тех процессов, которые происходят сегодня в нашей стране, где одна догма сменяет другую, а история «ходит кругами, как слепая кобыла». В науке это называется парадигма. Смена научных парадигм трансформируется в социальное сознание и требует социальных действий, а это надо для отвлечения социальных масс от реальных социальных проблем и процессов. Пусть лучше митингуют, обсуждают исторические персоны и события, дерутся между собой и скидывают памятники, чем сносят головы политическим деятелям и революции устраивают.

Антал М. В., гл. библиотекарь ЦРБ им. Л. Соболева