НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Акройд, Питер (английский писатель; 1949- ).
Альфред Хичкок [Текст] = Alfred Hitchcock: [биография] / Питер Акройд; [пер. с англ. Ю. Гольдберга]. - Москва: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2016. - 254, [1] с., [4] л. ил. - Библиогр.: с. 250-253.
Имеются экземпляры в библиотеках: ЦРБ, 03, 05, 06, 07, 09, ЦДБ.

«Наблюдение – особый вид удовольствия»
Альфред Хичкок

Предисловие.
Порой интереснее наблюдать за тем, что творится за кадром, а не в кадре. Ведь правда заключена не в очевидном, чаще всего она таится как раз в том, что скрыто от наших глаз. Так и в биографических книгах фокус смещается от очевидного и с совершенно других ракурсов раскрывает этапы жизни людей, которые оставили немалый след в истории.

С творчеством Альфреда Хичкока я познакомилась давно и до сих пор являюсь поклонницей его фильмов. Именно этот режиссер и его картина «Головокружение» («Vertigo») послужили причиной моего главного увлечения в жизни. Однако мне всегда хотелось разузнать подробности из жизни режиссера, а главное понять, с помощью каких методов он «наносит клей на зрительские сидения», ведь оторваться от экрана при просмотре его работ невозможно. Нередко на собственной практике применяю «хичкоковский закон» создания киносюжета: «чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи – сценарий, сценарий и ещё раз сценарий».

Данная рецензия тоже имеет стандартную форму построения сценария.

Завязка.
На днях в Центральную детскую библиотеку Невского района поступила книга Питера Акройда «Альфред Хичкок». Очень стильная символичная обложка, ретро оформление сразу привлекли мое внимание. Открывая первую главу, вспомнилась цитата Хичкока, которая гласит: «Фильм должен начинаться со взрыва. Затем напряжение должно возрастать». Однако начало книги не оправдало хичкоковский закон киновселенной, повествование началось достаточно пресно, со слов: «Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 г. в Лейтонстоуне…»

Развитие действия.
Далее сюжет развивается стремительнее, когда автор начинает подробно описывать работу Хичкока над каждым фильмом. Видно, что писатель проделал колоссальную работу, подбирая цитаты, интервью, порождая ностальгию по бессмертным кинокартинам режиссера. Автор книги – Питер Акройд - наверняка понимал, что именитого мастера саспенса не переплюнуть в построении интриги, поэтому не стал долго раздумывать над сюжетными хитросплетениями. Его книга представляет собой хронологическое изложение жизни режиссера без глубокого анализа и каких-либо философских отступлений. Автор рассказывает историю и рассказывает ее совершенно беспристрастно. Он не создает культ личности этого режиссера, а напротив, показывает его как обычного человека, со всеми недостатками, личными страхами, через призму бытовых ценностей.

«Я избавляюсь от собственных страхов единственно возможным способом: снимаю про них фильмы» (Альфред Хичкок).

Кульминация.
Апогеем карьеры Хичкока, как известно, является кинокартина «Психо». Однако в книге описание этого фильма не имеет первостепенного значения. Автор интригует читателя, упоминая диссонанс между режиссером и зрителями в отношении этой картины, но ярко выраженного кульминационного момента в книге Питера Акройда нет. В некоторых моментах он оставляет вопросы открытыми, но на фоне грамотного линейного повествования абзацы на книжных страницах не кажутся оборванными.

Развязка.
Книга Питера Акройда – хорошо изложенная для широкой читательской аудитории биография, которая также может стать отличным пополнением в коллекции истинного киномана. Предполагаю, что если бы я сама писала биографическую книгу о Хичкоке, то она уже с первых страниц была бы пронизана восторженными отзывами о его мастерстве, технике монтажа, умении при минимальных камерных декорациях создавать неподражаемый «сценический вольтаж». Но в книге Акройда ничего подобного вы не найдете. Скорее еще перед написанием биографии, автор поставил перед собой другую задачу и со своей задачей справился: он показал Хичкока настоящим, не побоялся показать все его комплексы, страхи, раскрыл интересные факты, которые послужили созданию таких притягательных фильмов, однако от собственной оценки воздержался.

«Я боялся полиции, отцов-иезуитов, телесного наказания и еще многих вещей. В этом истоки моей работы» (Альфред Хичкок).

Бутусова О. М., библиотекарь ЦДБ