НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Шендерович, Виктор Анатольевич (писатель-сатирик; 1958- ).
Соло на флейте [Текст]: конец света в диалогах и документах / Виктор Шендерович; [ил. Дениса Лопатина]. - Москва: Время, 2015. - 559 с. : ил., портр.
Имеются экземпляры в библиотеках: ЦРБ, 01, 02, 03, 05, 06.

Книга – «Соло на флейте». Автор – Виктор Шендерович. Серьёзно, он? Да, серьёзно. Наверняка, у многих его фамилия на слуху, но вряд ли как автора художественной прозы. И что же он там такое написал?

Определённо, хорошую книгу. Прочесть её занимает минут сорок, если не торопиться – час. Обманчиво простая, она затягивает и прочитывается на одном дыхании.

Сразу бросается в глаза оформление. Изображения – нарочито шаржевые и за счёт этого очень выразительные – рассказывают историю наравне со словами. Повествование так и идёт, разворотами – слева картинка, справа текст. И какой текст – не плавно повествовательный, а сознательно имитирующий документальность. Обрывки разговоров на лавочке перед подъездом, посты в блогах, «записи» телефонных разговоров, выдержки из рапортов и историй болезни… Каждый голос будто слышишь сам, представляешь или «узнаёшь» – например, хорошо поставленный голос диктора радио. Может быть, можно было и без картинок. Словно эхо в безлюдном театре, бесплотные, утягивающие за собой призрачные голоса. Но изображение спасает от желания утонуть в этом, картинка даёт зацепиться за себя и настраивает, как камертон, на восприятие, нужный звук, нужную ноту. Ведь речь и пойдёт о музыке.

Эпиграф из «Гамлета» в переводе Пастернака: «Вот флейта. Сыграйте на ней что-нибудь…» Скрывает этот эпиграф больше, чем показывает, но это тема для совсем другого разговора.

Перед нами разворачивается история-притча. Попал в больницу избитый странный человек, плакал, слыша ложь или ощущая в человеческих отношениях фальшь, просил свою флейту, утверждал, что держит через неё связь с инопланетянами. Мудрыми, прекрасными, тонко чувствующими, огорчёнными результатом эксперимента, который проводили они в нашей галактике и на нашей планете, и ждущими от героя последнего отчёта – есть ли тут ради кого не сметать неудачный результат в мусорное ведро? По всему выходит, что нет таких…

Непонятно, правда это или бред. И до самого конца не будет понятно ни персонажам книги, ни читателям. Кто он, Сырцов – тихий сумасшедший или посланник высших сил? Гамельнский крысолов с волшебной дудочкой, большеголовый гуманоид, чужой этой планете, Мессия, погибающий за чужие грехи?

Можно поспорить, а можно просто листать страницы и наблюдать, как запускается государственная машина – и вот уже героя везут на правительственные дачи уговаривать, а в это время стаскивают в участки казахов (родился-то в Казахстане, возле Байконура!), рассылают тайные приказы директорам консерваторий, на всякий случай вяжут музыкантов на концертах – что крепким парням искусство, у них планета в опасности!. И подавляющее большинство окружающих людей воспринимают это как само собой разумеющееся. До дурноты правдиво.

Слишком современный, торопливый, жестокий мир вокруг – и слишком странный, не вписывающийся в него герой. И любимая девушка у него тоже совсем-совсем неправильная, чужая, может быть, поэтому неудобная для того, чтобы ею управлять.

Счастливого конца не будет. Но взамен, если только всё происходящее не фантазия перестраховавшихся спецслужб, нам предлагают конец страшный и справедливый. Мальчик Альмир хочет играть именно на флейте. Что это – желание? Влияние рассказов мамы? Наследственность? А может быть, отложенный приговор? Как и раньше – можно принять любую версию.

Отнестись к прочитанному тоже можно по-разному. Можно посчитать, как один анонимный пользователь Интернета, что это очередная книга о ненависти к России. Можно, как Борис Стругацкий, счесть повесть славной, злой и печальной. Лучше всего, конечно, составить собственное мнение, а для этого книгу нужно прочитать.

По-моему, она похожа на горькую таблетку. Говорят, горькое полезно..

Малинина А. В., библиотекарь библиотеки № 1 им. Н. К. Крупской