НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Менделсунд, Питер. Что мы видим, когда читаем [Текст]: феноменологическое исследование с иллюстрациями / Питер Менделсунд. - Москва, 2016. – 437с.
Имеются экземпляры в библиотеках: 10, ЦРБ, 01, 02, 03, 05, 06, 07, ЦДБ .

Ничем не примечательным днем, двое друзей встретились в Нью-Йорке за ленчем. Обсуждали, как всегда, литературу. Журналист «Нью-Йоркера» Питер Терциан делился со своим приятелем впечатлениями от очередного прочтения «На маяк» Вирджинии Вулф. Он рассказал о том, что однажды был в доме, который писательница использовала для вдохновения. И все же, даже зная как должен выглядеть «оригинальный» маяк, читая книгу, он каждый раз переносился мысленно в сырой и старый дом своей тетушки, связанный с дорогими ему детскими воспоминаниями.

Этот разговор заставил второго собеседника – иллюстратора и художественного руководителя книжного издательства Питера Менделсунда задуматься о том, что происходит в голове человека, когда он читает. Менделсунд известен в профессиональных кругах как талантливый создатель обложек, несколькими годами ранее он издал книгу, посвященную искусству иллюстрации книг. Тот самый разговор за ленчем подарил ему идею для новой книги «Что мы видим, когда читаем».

Обзор книги стоит начать с суперобложки. Черная, матовая поверхность с золотой замочной скважиной мгновенно привлекает к себе внимание. Белые, крупные буквы названия дают молниеносное и точное понимание темы книги. При первом взгляде кажется, что чтение может оказаться «тяжелым» - более 400 страниц, но большая часть из них покрыты не текстом, а иллюстрациями. В этом-то и состоит изюминка книги – удивительно умелое сочетание текста в словесном и иллюстративном виде. Созданные Питером Менделсундом картины не просто сопровождают облеченные в слова мысли, они являются их неотъемлемой частью, продолжением. Они и есть текст.

В начале своего исследования, автор предлагает представить читателю свою маму. Закрыть глаза и сосредоточиться на ее лице, вспомнить цвет ее глаз, форму носа, прическу. А потом представить себе любимую литературную героиню. Кого вы ярко «видели» у себя в голове во время чтения, с кем провели не один приятный час и чувствуете определенную связь? Какой формы ее нос? Цвет ее глаз? Прическа? Смогли бы вы составить ее фоторобот, или же образ героини в легком тумане, будто вы знаете только определенные черты, но не видите картины целиком?

«Внешний облик литературных героев расплывчат – он намечен лишь несколькими штрихами, да и те, похоже, совсем не важны, вернее важны постольку, поскольку помогают уточнить значение персонажа», - пишет Менделсунд. Замечали ли вы, что мысленный образ персонажа меняется по мере того, как вы узнаете о нем больше? Ловили ли вы себя на мысли, что действие книги будто разворачивается в знакомых вам комнатах?

Кроме образов в наших головах, автор описывает восприятие времени и пространства книги, показывает, как меняется наше понимание текста в зависимости от языка читателя и автора, как внутренняя визуализация одного слова отличается от мысленного воплощения целого абзаца. Повествование плавно перетекает из одной мысли в другую и в общей сложности мы получаем интереснейшее эссе о внутреннем мире книги, внутреннем мире читателя и тому тонкому моменту, когда они пересекаются.

Кому будет интересна эта книга? Двум типам людей. Первые - любители чтения, которым важен не только факт прочтения книги, но и процесс. Вторые - фанаты визуализации, те, кому интересна иллюстрация, особенно книжная иллюстрация, так как редко удается встретить работы талантливого визуализатора, искренне любящего и знающего литературу.

Эльвира Сабирова, библиотекарь Рыбацкой библиотеки