НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система
Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64
Берггольц О.Ф. Блокадный дневник (1941-1945)
Гран-при «Книга года» - 2016
Берггольц, Ольга Федоровна (русская советская писательница; 1910-1975).
Блокадный дневник (1941-1945) [Текст] / Ольга Берггольц; [отв. сост., авт. предисл. Наталья Стрижкова; статьи Т. М. Горяевой, О. Г. Прутта; коммент. Н. А. Громовой, А. С. Романова; Рос. гос. архив лит. и искусства]. - Санкт-Петербург: Вита Нова, 2015. - 539, [2] с.: ил. - (Рукописи). - Библиогр. в подстроч. примеч. - Указ. имен.: с. 535-540. - В содерж.: Дневник как жанр документальной исповеди / Т. М. Горяева. Ольга Берггольц в фотографиях и документах ; Репродукции произведений изобразительного искусства, помещенные в книге / сост. О. Г. Прутт.
Имеются экземпляры в библиотеках: 03.
В 2015 году в издательстве Вита Нова вышел «Блокадный дневник» Ольги Берггольц. Эту долгожданную публикацию приурочили к 70-летию Победы. Книга вышла в коллекционном подарочном издании небольшим тиражом.
Долгое время дневники Берггольц находились в закрытом архиве РГАЛИ. Органы власти наложили запрет на их издание с формулировкой «с целью сохранения доброго имени поэтессы и для безопасности государства», а когда сняли запрет, их не печатали уже по воле наследников. Данное издание уникально тем, что это первая полнотекстовая научная публикация дневников поэтессы без купюр.
Блокадный дневник Ольги Берггольц – страшный и пронзительный документ военной эпохи, который позволяет увидеть одну из величайших трагедий мировой истории — ленинградскую блокаду — глазами поэтессы. Её дневники честно и откровенно раскрывают картину происходящего в те тяжелые годы.
Берггольц откровенна и беспощадна в оценках и самой себя, и окружающего, тяжело переживает ту нечеловеческую ситуацию, в которой оказался родной город. Не желая вместе с властями замалчивать масштаб трагедии Ленинграда, задыхающегося от голода, она пишет:
«Как хорошо, что я — не орденоносец, не лауреат, а сама по себе. Я имею возможность не лгать; или, вернее, лгать лишь в той мере, в какой мне навязывают это редактора и цензура, а я и на эту ложь, собственно говоря, не иду».
На страницах дневника она воспроизводит страшные картины осажденного города:
«…Люди, падающие на улицах, страшнее падающих бомб… смерть бушует в городе, он уже начинает пахнуть как труп. Даже экскаваторы не справляются с рытьем могил, трупы лежат штабелями. Между этими штабелями ездят грузовики… Лед и адская стужа, и свирепые бомбежки сверху, – ад, ад, в том смысле слова, так, как из века в век представлял его человек».
О работе Ольги Берггольц во время войны сказано много, но что происходило в эти страшные годы в жизни и душе самой поэтессы, что она переживала, о чем думала, знал только её дневник.
«Ну, что ж, я не выдерживаю. Не дух мой не выдерживает, – с трудом, но все же переношу последние дни бомбёжек, – не выдерживает тело. Я отекаю, становлюсь безобразной, сердце ослабело так, что боюсь об этом сказать… Голод мучит меня унизительно и дико. Я все время хочу есть».
Получая благодарственные отклики на свои передачи и стихи, она радуется, что труд ее не напрасен, что он необходим людям и записывает в своем дневнике:
«Я хожу сегодня целый день взволнованная, возрожденная и смущенная. О, милые мои люди! А мне — чем благодарить вас за это признание?! Только бы не обманывать, только бы не обмануть вас в дальнейшем — и найти в себе силы сказать вам о вас самих самое жгучее, самое сокровенное, самое окрыляющее. И я согласна ради этого вновь пухнуть и бродить в темноте, и ежиться от близких разрывов и стоклятого свиста бомб».
Тексты дневника прокомментировали историк литературы, писатель Наталья Громова и историк ленинградской блокады Александр Романов. Издание сопровождают статьи Татьяны Горяевой, директора РГАЛИ, и Натальи Стрижковой, ответственного составителя книги. Книга проиллюстрирована рисунками художников блокадного города из собрания музея «А музы не молчали…», а также малоизвестными фотографиями и документами из личного архива поэтессы (РГАЛИ).
Дневники Ольга Берггольц вела почти всю свою жизнь, они хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства и в архиве Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Издание блокадных дневников лишь начало их публикаций.
О.Н. Волынкина, вед. библиотекарь библиотеки им. О.Ф. Берггольц