НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Модиано, Патрик. (1945- ).
Маленькое Чудо = La petite bijou / Патрик Модиано; [пер. c фр. Ирины Кузнецовой]. - Санкт-Петербург: Азбука; Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус, 2014. - 157, [1] с. - (Азбука Premium). - Др. кн. авт. в серии: с. 2
Имеются экземпляры в библиотеках: ЦДБ, 03, 05, 07, 13, 01, 02, 04, 06.

 

Патрик Модиано – французский писатель и сценарист, лауреат Нобелевской премии по литературе 2014 года родился 30 июля 1945 г. в Булонь-Бийанкур, западном пригороде Парижа. Отцом мальчика был коммерсант Альбер Модиано (1912- 1977), мать – комическая актриса Луиза Колпейн (1918-2015). Родители познакомились осенью 1942 года в оккупированном немцами Париже, в феврале 1944 года они поженились. Будучи евреем, отец в период немецкой оккупации, тем не менее, занимался нелегальной торговлей, жил по подложным документам и не был принуждён к ношению отличительной жёлтой звезды; мать выступала перед оккупационными войсками.

Учился П. Модиано в парижском лицее Генриха IV, где геометрию ему преподавал Раймон Кено, друживший с его матерью и позднее введший юношу в литературный круг издательства Галлимар, а затем в лицее и в коллеже в Анси. Первый роман Модиано «Площадь Звезды» был опубликован в 1968 году и сразу принёс автору известность.

В «Площади Звезды» – то через фантасмагорию, то реальные исторические факты, то фантазии, галлюцинации – молодой писатель повествует о судьбе еврейского народа в годы фашистской оккупации. В июне 1942 года, рассказывает писатель, на парижской улице немецкий офицер подошел к молодому человеку и спросил: «Простите, месье, где площадь Звезды?» Молодой человек коснулся левой стороны груди и ответил: «Здесь». Название одной из известнейших площадей Парижа также можно перевести, как «место звезды», а «звездами Давида» фашисты обязывали всех евреев метить свою одежду.

Интересно, что отец Модиано был так возмущен содержанием книги, что пытался скупить и уничтожить весь ее тираж. Не раз между отцом и сыном вспыхивали серьезные конфликты. Например, во время войны в Алжире (1954-1962 гг.) Патрик не пошел в армию, но когда он попросил у отца немного денег, тот, считая себя человеком высоких моральных принципов, вызвал полицию и потребовал отправить сына в военные казармы.

Практически все произведения писателя автобиографичные и связаны с темой оккупации Франции во время Второй мировой войны. В своём интервью в октябре 1975 года П. Модиано признаётся, что он «одержим предысторией, прошлым», а «прошлое – это смутная и постыдная эпоха оккупации».

При этом Модиано заявляет: «Оккупация в моих романах имеет мало общего с реальными сороковыми годами. Я создаю атмосферу, которая напоминает оккупацию, но, в конце концов, не так уж на неё и похожа…».

В 2014 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В заявлении Нобелевского комитета говорится, что премия присуждается: «…За искусство памяти, благодаря которому он выявил самые непостижимые человеческие судьбы и раскрыл жизненный мир человека времен оккупации» (Из заявления Нобелевского комитета).

Так и в небольшом по объему романе П. Модиано «Маленькое чудо», изданном издательской группой «Азбука-А», продолжает главную тему своего творчества – тему памяти. «Маленькое чудо» можно назвать поэтической прозой, метафизическим детективом или всем, чем угодно, поскольку автор пытается объединить в одно разные стилистические формы, не загоняя себя в жанровые рамки.

Как в калейдоскопе сменяются в романе картинки воспоминаний детства Терезы. Жизнь с матерью, несостоявшейся балериной, в шикарной парижской квартире с поваром–китайцем, сиротский приют, скитания девочки по чужим людям, фашистская оккупация. Нелицеприятные, случайно подслушанные девочкой, разговоры подруг матери о странностях Ольги (мать героини). Отсутствие материнской любви в жизни маленькой девочки перерастают в комплексы и, практически, душевное и физическое нездоровье взрослой 18-летней Терезы.

Героиня романа одинока и неприкаянна, она не может разобраться в себе и собственной жизни. Весь роман рассказывает о поисках, предпринятых в попытках по обрывкам старых записей, нескольким сохранившимся фотографиям разыскать давно исчезнувшую куда-то мать, женщину с непонятным прошлым, о которой героиня, как выясняется, практически ничего не знает – даже настоящее имя оказывается под вопросом. Это – роман-настроение, роман о поиске правды о себе и окружающих, грустный и завораживающий, как жизнь, абсолютно французский и очень хорошо написанный. Читаешь, как будто слушаешь прекрасную классическую музыку.

Федорова Н.С., библиотека № 13