НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Эдин, Евгений Анатольевич (1981- ).

Танк из веника [Текст]: [повести] / Евгений Эдин. - Москва: Издательство Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, 2014. - 303, [1] с. - (Молодая литература) (Молодые писатели России).

Имеются экземпляры в библиотеках: 01, 02, 03, 05, 06, ЦРБ.

 

«Евгений Анатольевич Эдин родился в 1981 году в г. Ачинске Красноярского Края. Окончил Красноярский университет цветных металлов и золота. Работал сторожем, актёром, помощником министра, журналистом, диктором и др.»

Сначала меня зацепило название – «Танк из веника». Каким образом можно сделать танк из веника и какая вообще может быть между ними связь?

Затем зацепило определение жанра этой повести – «повесть-вспышка». Но когда читаешь, становится понятно, почему именно «вспышка» – здесь нет классического сюжета с его основными элементами (завязка, развитие действия, кульминация, развязка и др.). Это, скорее, – поток сознания (приём в литературе, где «сознание – поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, нелогично переплетаются»), в котором память вспышками высвечивает воспоминания детства, неизбежно возникающие у человека, особенно в самые трудные минуты его жизни. Возможно, на построение этой повести оказал влияние роман «Анна Каренина» – одно из значимых для Е. Эдина произведений. Именно в нём мы видим одну из ранних попыток применения такого литературного приёма, как «поток сознания» – во внутреннем монологе Анны Карениной в последних частях романа.

Сведения о главном герое отрывочные, взятые из отрывков его памяти. Его зовут Сергей, в девяносто седьмом году ему было шестнадцать. Воспоминания о полуразрушенной школе под Грозным позволяют предположить, что он служил в «горячих точках». В начале повести упоминается госпиталь – вероятно, получил боевое ранение, и все эти воспоминания вспыхивают в его памяти, когда он приходит в сознание.

В повести постоянно переплетаются и перетекают одна в другую две темы: тема детских воспоминаний и тема войны. Это отражается уже в названии: «веник» – из детства, а «танк» – из войны. На этом взаимопроникновении построена вся повесть: «Когда Славик приезжал, они всегда играли в войну», «Раньше бабушка и мама могли часами вести войну, стреляя из разных комнат хлёсткими одиночными и очередями», «Бабка … хлопнула дверью как из пистолета», «…взрослые, занятые своей холодной войной». Все фантазии, игры главного героя – о войне: и когда он, ещё ребёнок, едет с мамой на поезде в Сочи, и когда они с друзьями играют в войну (кстати, одного из его друзей они называют Комбат).

Когда читаешь эту повесть, останавливаешься, задумываешься, потому что невольно на воспоминания автора наслаиваются какие-то свои, схожие по настроению, по детским впечатлениям.

В воспоминаниях о бабушке затрагивается тема религии: внук просит рассказать ему о грешниках и праведниках, о Страшном Суде, а когда бабушке помогают выбираться из ванной, её поднимают «так высоко, как люди поднимали измождённого Христа на иконе в её комнате».

И снова делаешь паузу в чтении и невольно начинаешь размышлять над этими вечными темами – о религии, о добре и зле, о сущности бытия.

Очень «сочные» эпитеты и метафоры: «зашторенный вечер»; «…Славик и папа дымно сидели в кухне»; «... опрокидывал целое ведро истерики».

Так что же это такое – танк из веника? У меня сложилось впечатление, что это не просто игра, а нечто большее – это образ из детства, в котором главный герой пытается укрыться в минуты опасности, где надёжно и спокойно, где есть опора – родительское плечо.

Эта повесть – не для тех, кто занимается скорочтением. Она для тех, кто любит читать вдумчиво, внимательно, кто любит останавливаться и размышлять над прочитанным, над такими вечными темами, поднимаемыми автором, как война и мир, жизнь и смерть, юность и старость, человек и религия, которые вспышками освещают прошлое и настоящее главного героя, да и, наверное, любого человека.

И если у вас философское настроение, если вы хотите окунуться в воспоминания детства, – не обойдите стороной повесть-вспышку «Танк из веника».

Е. П. Комкова, библиотекарь ЦРБ им. Л. Соболева