НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Прилепин, Захар (российский писатель; 1975- ).

Обитель [Текст]: роман / Захар Прилепин. - Москва: Редакция Елены Шубиной: АСТ, 2014. - 746 с. - (Проза Захара Прилепина).

Имеются экземпляры в библиотеках: 01, 02, 03, 05, 13, ЦДБ, 08, 10, ЦРБ, 06.

 

В 2014 году роман «Обитель» Захара Прилепина победил в национальной литературной премии «Большая книга» и в национальном конкурсе «Книги года» в номинации «Проза года». Автор относительно молод, но успел войти в учебники по современной литературе. Его произведения рекомендованы к изучению в учебных заведениях.

Проза Прилепина кардинально отличается от произведений на ту же тему от прозы Солженицына и Шаламова. Повествование уносит нас на Соловки 20–30-х годов. Рассказ захватывает вихрем событий и не отпускает до самого конца. Цельная сочная проза, отличный русский язык. Такой, что каждое слово передает вкус и насыщенность жизни на краю земли, среди суровой северной природы. Сочувствуя главному герою, переживаем с ним лишения и трудности существования в «лагере по перековке человека». На взгляд начальника колонии Эйхманиса, Соловки – лаборатория по деланию нового индивидуума, более совершенного и приспособленного к жизни в советской стране. Это не только тюрьма, но и школа, оркестр, театр, лес-заповедник. Заключенные ходят в библиотеку и учатся грамоте. Немного не типичный взгляд на привычные ассоциации с Соловками. Невольно возникает вопрос, не приукрасил ли автор действительность? Но и тут Захар Прилепин в примечаниях объясняет, что персонажи имеют реальных прототипов, а события построены на материалах дневников и архивных материалах.

«Соловки – это отражение России, где всё как в увеличительном стекле – натурально, неприятно, наглядно!»

Истязания и голод, нечеловеческое отношение к заключенным и любовь. По времени повествование охватывает всего полгода. Удивительно, сколько событий приключилось с главным героем за это время. «…Потом будут говорить, что здесь был ад. А здесь была жизнь…». Артём, совсем молодой человек, удивляется тому, что недавно его интересовали совершенно другие вещи: книга не прочитана, девушка прошла красивая. А сейчас: «Зарежут меня сегодня или не зарежут? Доживу ли я до утра?». Роман продолжает традицию русской литературы: как это быть человеком в таких, порой нечеловеческих условиях, искать Бога, «неся на дне своем немного ада».

Тема непростая и не легкая, и события, которые происходят, неприятны и тяжелы, но оптимистичность восприятия главного героя покоряет своей легкостью и философским отношением к жизни. Есть такое мнение, что каждому поколению нужен свой писатель с близким мировоззрением и взглядом на жизнь. В этом романе автор блестяще собрал всю аудиторию. И молодежь, и людей в возрасте. Редкое произведение, которое просто интересно читать. На протяжении всего романа внимание удерживается, и невозможно оторваться, пока не перелистнешь последнюю страницу.

Точнее Льва Пирогова не скажешь: «Прилепин написал весьма серьёзную книгу. Уже не из тех, с которыми «попадают в историю русской литературы» (этого-то добра у нас – девать некуда). А как бы из тех, с которыми в ней остаются...».

Г.И. Галюченко, библиотекарь Рыбацкой библиотеки