НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Чижова, Елена Семеновна (1957- ).

Время женщин [Текст]: романы / Елена Чижова. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 348, [2] с. - (Проза: женский род). - На обл.: Премия "Русский Букер".
Содержание:
Время женщин. - С. 5-192
Крошки Цахес. - С. 193-349

Имеются экземпляры в библиотеках: 01, 02, 03, 06, 10, 05, ЦРБ, 13, 11, 12, 08, 04, ЦДБ.

 

Автор романа «Крошки Цахес» Елена Семеновна Чижова – кандидат экономических наук,директор Санкт-Петербургского русского ПЕН-клуба. Преподавала управление производством и английский язык, в 1990-х годах занималась бизнесом. Главный редактор международного журнала «Всемирное слово» (Санкт-Петербург), прозаик, переводчик, эссеист, лауреат премии «Русский Букер-2009».

Елена Чижова начала писать в двадцать лет, в основном сочиняла стихи и никогда не думала о том, что спустя несколько лет она станет лауреатом одной из престижных русских литературных премий. И действительно, ее жизнь до определенного момента протекала по другому руслу. Она окончила Санкт-Петербургский финансово-экономический институт, в 1988 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Управление процессом формирования затрат на производство в основных цехах приборостроительного предприятия». Преподавала в институте, занималась бизнесом. Однако впоследствии все же вернулась к литературной деятельности и благодаря своему таланту заняла достойное место в ряду крупнейших петербургских и российских современных писателей.

Библиография автора небольшая, но впечатляющая. Романы:«Крошки Цахес» (2000);«Лавра» (2002);«Орест и сын» (2007);«Время женщин» (2009);«Полукровка» (2010; в журнальном варианте публиковался под названием «Преступница», 2005)и «Терракотовая старуха» (2011). Все романы вошли в шорт-листы литературных премий и двум из них премии были присуждены, а именно:

  • Роман «Крошки Цахес» – премия «Северная Пальмира» (2001) и литературная премия журнала «Звезда» (2001)
  • Роман «Лавра» – шорт-лист Русского Букера (2003)
  • Роман «Полукровка» (опубликован под названием «Преступница») – шорт-лист Русского Букера (2005)
  • Роман «Время женщин» – лауреат премии Русский Букер (2009).

Роман «Крошки Цахес» был написан в 2000 году. Сюжет интересен: женщина вспоминает свое советское детство, школу, друзей и свою любимую учительницу английского языка, которая, как выяснилось, значила для нее больше, чем родители и друзья. Учительница Ф. – женщина, сделавшая себя сама, на удивление полуграмотной маме и маргинальным соседям получившая превосходное образование... И к себе, и к своим ученикам Ф. невероятно требовательна, даже сурова, но оно того стоит: драмкружок, организованный ею, восхищает и школьную администрацию, и более высокое начальство, и иностранных делегатов. Старшеклассники под её руководством играют Шекспира на английском языке, производя фурор за фурором. Но... одно неудачное выступление – и всё потихоньку, за спиной самой Ф., рассыпается как карточный домик. Один мальчишка осмеливается, втайне от Ф., ставить современную американскую пьесу – почти криминал в условиях повального советского страха перед американскими шпионами. Скандал! У нее за спиной! Как он посмел! Девочка, любящая учительницу неземной любовью, боготворящая ее, «ее холуйка, рабыня, прислужница», раскрывает ей это «преступление». В конечном итоге, спустя семь лет, у постели больной учительницы оказывается лишь та самая девочка – десять долгих лет она выхаживает ее.

По моему мнению, язык писательницы сложен для восприятия: короткие предложения и не всегда понятно о ком идет речь, приходится перечитывать, чтобы понять к чему относится предложение. Елена Семеновна как-то умудряется в одном предложении соединить дела, мысли, действия двух разных людей. Например,

«Теперь, когда мне сорок и деятельная часть моей жизни, если верить мудрецам, заканчивается и сменяется созерцательной, я, в здравом уме и твердой памяти, которыми она в себе гордилась, смиренно приступаю к описанию ее жизни, меньшая часть которой прошла на моих глазах, а большая известна по ее рассказам, что в данном случае является достоверным источником».

По заданию научного руководителя для констатирующего эксперимента своего научного исследования я искала описания учителей в произведениях художественной литературы. Кто-то посоветовал этот роман.

С какой любовью, вниманием автор пишет о своей героине: «…она выбрала нас. С ними и ведет себя по-другому. С ними она добрее. С нами – суровее и скорее и на презрение, и на похвалу. На них она смотрит ласковыми глазами учительницы…»

«По окончании концерта Ф. делала нам короткие и жесткие замечания. Быстро проговаривала строки, на которых каждый из нас недотянул. Ее замечания были ложкой дегтя в бочке нашей славы, однако это был особенный деготь, за ложку которого мы отдавали всю бочку. Вкус этого дегтя был сладостным вкусом наших репетиций. Иногда она уходила молча, не сказав нам ни слова. Это означало, что все нормально, мы исполнили как полагается и не о чем говорить. Иногда после очередного концерта лицо Ф. становилось особенно замкнутым, и она вызывала кого-то из нас, чтобы, поработав часа два, вернуть на прежний уровень, с которого мы сползли. « Вы обязаны выдавать уровень – он должен быть неизменен».

«С ее уходом великолепная Первая английская превратилась в самую заштатную школу, о которой в наши времена никто в городе и не слыхивал…».

«Она знала, что делает. Она была уверена во мне так же, как я была уверена в ней. Она бы ответила, однако мои уста не разомкнулись. Я покачала головой, и она усмехнулась. Она знала, когда одарить. Возможно, окажи она эту милость накануне, до нашего с нею разговора, я спросила бы ее о многом. Например, о том, знала ли она заранее, что, делая своих детей самыми лучшими, она делала их и самыми худшими, лучшими и худшими одновременно. Как будто раскачивала маятник, бросая его так высоко, что в обратном полете он неминуемо достигал наивысшей точки, или, точнее, самой низкой. Не нянька – повитуха, вытягивающая клещами и добро, и зло. Потом-то она об этом знала».

Последние четырнадцать лет я работаю в библиотеке и имею достаточный опыт в написании аннотаций к произведениям. Каждый раз после прочтения очередной книги, которую надо проаннотировать, давала себе слово не читать критику на это произведение, а писать свое мнение. Несколько раз чтение критики меняло мое мнение бесповоротно, но не в этот раз. Роман «Крошки Цахес» мне понравился. Несмотря на сложный запутывающий язык, некоторую не связанность фраз, понравился. Не каждый с таким трепетом вспоминает свою любимую учительницу, своё школьное детство, первые творческие шаги и первую любовь.

«Крошки Цахес» – роман об одиночестве, любви, доброте и, главное, о личности, которая может оставаться собой в любых исторических и жизненных ситуациях.

Источники:

http://www.bookfb2.ru/?p=335551
http://library.finec.ru/html/fact_11.html
http://www.labirint.ru/reviews/goods/235975/

Обруч Н.В., зав.детской библиотекой № 12