НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система
Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64
Нина Дашевская. Второй
Второй [Текст]: рассказы: [для среднего и старшего школьного возраста] / Нина Дашевская. – Москва: Компас Гид, 2018. – 125, [2] с. – 12+
Экземпляры имеются в библиотеках: 05, 06, 07, 09, ЦДБ, 08, 10, 11.
Нина Дашевская не только детская писательница, но и детский музыкант.
Несмотря на сюжетную простоту и краткость, ее рассказы глубоко нравственны и поучительны. Она очень тонко и ненавязчиво делится с читателями своими мыслями о доброте, взаимопонимании, взаимопомощи и дружбе. Недаром подростковое жюри конкурса «Книгуру» отдало предпочтение ее книгам. Она дважды стала победителем этого конкурса.
В сборнике «Второй» собраны рассказы, в которых автор показывает своих героев в разных жизненных ситуациях и раскрывает тему познания себя самого и своей значимости. «Не всегда ты чувствуешь себя первым, но куда важнее, что ты – другой, самоценный». Книга написана прекрасным и доступным языком.
Нина Сергеевна в своих историях делится с читателями своей любовью к музыке. В рассказе «Второй» она показывает, как музыка воздействует на ребят. Величайшее из искусств раскрывает души подростков: это и мгновения истинной радости, и огорчения и восхищения. С необычайной теплотой создан образ Прохора, от лица которого ведется повествование. Этот «дохлый пианист – очкарик» преображается под воздействием музыки Моцарта и общения с преподавателем Ольгой Степановной и девочкой Олей. Постепенно он превращается в настоящего музыканта. «И все это из-за Оли. Она мне показала, как он дышит, как звучит – будто чистую воду пьешь; из первой ноты так естественно вытекает вся соната, будто другой музыки и быть не могло». Блестяще описывает автор выступление ребят. «Не помню, как мы играли. Страшно волновался за Олю, не за себя. Я-то сыграю. Но она начала так здорово, таким звуком необыкновенным… и чудо: повела меня за собой, будто она сильнее. Я просто был рядом каждую секунду и все. Подумал только, что всегда хочу с ней играть. Она меня чувствует, и я ее».
Умение тонко чувствовать музыку и поддерживать друг друга принесло успех молодому дуэту. Каждый ли сможет быть вторым? Чтобы понять это, обязательно нужно прочитать рассказ.
Нина Дашевская – тонкий и внимательный наблюдатель, обладающий удивительной способностью увидеть необычное в обычном, блестяще воплотить это в своих рассказах. В рассказе «Лук» мы знакомимся с подростком Ильей, у которого случаются провалы в памяти. И во время этих провалов он успевает услышать «Крейцерову сонату» Бетховена, получить диплом второй степени за участие в математической олимпиаде, научиться играть на укулеле – маленькой гавайской гитаре.
Герой рассказа «Грошик» Матвей Грошевский под тенью своих талантливых и успешных братьев страдает от одиночества и чувства неполноценности. Но случается чудо, они вместе с мамой поедут на море к ее подруге Майе. И там благодаря маминой однокласснице с героем происходят замечательные изменения. Он многое узнает о своей маме, меняет свой имидж. В нем начинают видеть личность, и постепенно у Матвея появляется уверенность в себе и способность радоваться жизни.
Не оставляет читателей равнодушными потрясающий рассказ «Канатоходец» о сложном и виртуозном исполнении циркового номера отца героя. Нина Дашевская показывает, как под внешней грубоватостью подростка таится восхищение и глубокая привязанность к отцу. Зная, что сын никогда не станет профессиональным канатоходцем, Тео все равно обучает его своему ремеслу. Доминик прекрасно понимает, что он не станет таким великим, как отец. Но, когда они вместе с другом узнают о надвигающемся наводнении, подросток показывает чудеса храбрости и сноровки. Постоянные тренировки ходьбы по канату помогают ему в минуту беды.
Рассказы Нины Дашевской подкупают своей искренностью. Ей удается создавать запоминающиеся образы ребят, которые готовы на самопожертвование, талантливы, правдивы. Хотелось бы, чтобы юные читатели обратили внимание и на другие произведения Нины Дашевской.
Иванова Г. Г., библиотекарь детской библиотеки № 8