НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Двенадцать историй из жизни Джоаккино Россини [Текст]: [для детей среднего школьного возраста] / Елена Матвеева; с картинками Г. А. В. Траугот; [Федер. целевая программа «Культура России»]. – Москва: Мир детства, 2012. – 101, [2] с.: ил. –12+.

Экземпляры имеются в библиотеках: 12, ЦРБ, 05, 06, ЦДБ, 10, 11, 08.

Елена Александровна Матвеева – петербургская писательница, журналистка и искусствовед. Она окончила литературный институт им. М. Горького. Долгое время сотрудничал с журналами «Костер» и «Юность». Ее творческая деятельность связана с подростковой и юношеской литературой. Елена Александровна – член Союза писателей. Ее произведения переведены на финский, немецкий и другие языки.

В творчестве Е. А. Матвеевой меня особенно заинтересовал цикл книг о величайших музыкантах мира: Шостаковиче, Бетховене и др.

Музыка играет огромную роль в жизни человека. Она облагораживает, делает нашу жизнь ярче, интереснее, развивает воображение и фантазию. С самого рождения малыш слышит музыку. Это и колыбельные мамы, и пение птиц, и любимые мелодии родителей, и классическая музыка. Но кроме музыки, которую создает природа: шелест листьев, журчание ручья, пение птиц, плеск волн – есть музыка, созданная великими композиторами.

Эта книга о величайшем итальянском композиторе Д. Россини – «12 историй из жизни Джоаккино Россини». В двенадцати историях автор увлекательно и живо рассказывает о жизни и творчестве великого композитора. Яркие, удивительные иллюстрации художника Г. А. Траугота не оставят читателя равнодушными. Они подчеркивают колорит всех историй о композиторе.

Джоаккино Россини родился в Италии в городе Пезаро в 1792 году. Его отец был трубачом, а мать – дочерью булочника.

«Славный человек был Джузеппе Россини, трубач города. О веселом и общительном характере говорило его прозвище – Вивацца, то есть «Весельчак», «Живчик». Женился Джузеппе на дочери булочника, очень красивой девушке, зажили они в любви и согласии».

В Италии в это время было неспокойно, и родителям приходилось путешествовать с оперными труппами. Отец композитора играл на валторне, мать – пела. Во время долгого отсутствия родителей мальчик жил с бабушкой. Его отдали на обучение в монастырь, потом в подмастерье кузнецу, но нигде будущий композитор не имел успеха.

«…Все изменилось, когда появился человек, научивший Джоаккино любить клавесин. Мальчик начал серьезно заниматься, овладел не только клавесином, но и альтом, и валторной».

Джоаккино с успехом пел в церковном хоре, и ему пророчили славу певца. Мальчик обладал уникальным музыкальным слухом, благодаря которому мог записать партитуры всех инструментов симфонического оркестра. Уже в четырнадцать лет будущий композитор стал членом Болонской филармонической академии, стал учиться в музыкальном лицее при академии.

«Самому придумывать музыку было легко, словно она витала где-то рядом, нужно было только прислушаться. Поймать мелодию и записать на нотные линейки. Это было сродни игре…»

Однажды один из театров остался без композитора. Пригласили юного Россини с требованием сочинить легкую веселую оперу – фарс в кратчайшие сроки. Актеры подсмеивались и недоумевали:

«Что может написать этот мальчишка? У него молоко на губах не обсохло!»

В 18 лет для Россини началась музыкальная карьера. Успех и слава пришли гораздо позже. Пока юный композитор преодолевал насмешки актеров, и скандалы на репетициях. Е. А. Матвеева рассказывает юному читателю, как формировался характер Д. Россини. У нее получился «живой» герой книги, которому не чужды переживания.

«Россини так расстроился, что убежал домой и плакал».

Первая опера композитора, которая принесла ему успех, – «Шелковая лестница».

«Музыка жила у него в крови, бурлила, смеялась и требовала выхода. Иногда она приходила осторожно, словно на цыпочках, иногда обрушивалась, словно водопад… сочинял он много и быстро: 20–30 дней – и опера готова».

Композитор должен был писать по 5–6 опер в год, чтобы содержать семью. Он ездил из города в город, однако не имел хорошего дохода.

В творчестве Д. Россини были шумные успехи и сокрушительные фиаско. Иногда ему приходилось буквально «сшивать» оперу из обрывков своих старых произведений. Но никогда Россини не видели унывающим: он имел веселый, энергичный нрав.

В 1813 году Россини написал трагическую оперу «Танкред». Это было время, когда итальянцы мечтали о демократических переменах, свободе и объединении Италии.

Книги из серии «Душевные истории про Пряника и Вареника» – сказки, при помощи которых вы сможете поговорить с ребёнком на важные темы в игровой форме. Также эти милые истории идеально подойдут для первого самостоятельного чтения.

«Россини не был революционером…, но слово «родина» для него было святым. Это слово, вместе с такими, как «свобода» и «независимость», считалось чуть ли не крамольным. За смелые разговоры могли и арестовать».

Но в театре можно было собираться, слушать музыку, обсуждать. И опера «Танкред» на средневековый сюжет «казалась современной, ведь говорилось в ней о нападении чужеземцев и победе над ними. … Впервые серьезная опера не была занудной, а между словом и музыкой царило согласие…»

Самую главную свою оперу – «Севильский цирюльник» – Россини написал в 24 года.

«Какие дивные мелодии чудились Россини, когда он думал о героях оперы: ликующие, кокетливые, стремительные, мечтательные, грациозные!»

И, несмотря на провальную премьеру, опера начала свое победное шествие по Европе через столетия.

Книга Елены Александровны Матвеевой раскроет секреты популярности произведений великого итальянского композитора, расскажет о забавных случаях из его биографии. Музыкальная терминология, используемая в тексте, не делает повествование очень специфичным и сложным для понимания детьми. Автору удалось наполнить сюжет историческими персоналиями: Наполеон, Паганини, Кутузов, Бетховен и многие другие, встречающимися на жизненном пути Россини или жившими в его время.

Последним годам жизни великого композитора посвящена двенадцатая глава. Будучи известным мастером, Россини «никогда не уставал от людей и разговоров. Он умел беседовать с бедными и богатыми, с детьми и взрослыми, и он обладал редкими качествами: любил не только говорить сам, но и слушать, смеялся не только над другими, но и над собой».

Надеемся, что это повествование пробудит в юных читателях интерес к музыке, любовь к жизни и уважение к великим классикам.

Куденко О. А., библиотекарь ЦДБ