НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Книжник, Г. С.
Петька [Текст]: повесть: [для старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Г. Книжник; [худож. Геннадий Ясинский]. – М.: Мелик-Пашаев, 2017. – 206, [1] с.: ил.
Имеются экземпляры в библиотеках: ЦРБ, 05, 06, 09, ЦДБ, 10, 07, 08.

«В городе можно прожить, зажав свои израненные сердце и душу в кулаке, но в деревне они должны открыто светиться в твоих глазах»
Грегори Робертс

Издательство «Мелик-Пашаев» выпустило замечательную книгу Генриха Книжника. Мне она понравилась с первых строк. Повесть «Петька» несомненно не оставит равнодушным ни одного читателя, взявшего ее в руки. С самого начала повествования и до последней станицы автор держит нас в напряжении. Согласитесь: не каждый раз приходится наблюдать, как из «маменькиного сынка» всего за одно лето – главный герой, мальчик десяти лет, взрослеет, меняется и становится самостоятельным.

А начинается всё с того, что Петька Тёткин, обычный городской мальчишка, привыкший, что за него всё делают мама с бабушкой, на летние каникулы приезжает в деревню к своей тётке. В школе его все дразнят и подсмеиваются, поэтому он уже заранее готов к тем же нападкам и в новой обстановке. Но, на своё удивление, оказавшись в деревенской среде, он находит настоящих друзей. Попадая в сложные, а подчас и драматические ситуации, Петька учится на своих ошибках и промахах.

Автор будто специально создаёт для Петьки такие ситуации, после которых сам гордится тем, как он их преодолевает. И это внимание, любовь автора к своему герою делает повесть ещё интересней. Вот так, например, Петька учился ловить рыбу: «Петькина удочка лежала около большого ивового куста, полностью снаряженная, даже с насаженным червяком: Борька позаботился. Петька был благодарен ему за это, так как не очень знал, как готовят удочки к ловле, но, конечно, не подал виду. Он взял крючок с червяком, отнес его от берега на всю длину лески и с силой взмахнул удочкой, как это делали все рыболовы в кино, как только что сделал это Борька. Удочка свистнула, дёрнулась и застряла в ивовом кусте над Петькиной головой. От неожиданности он дёрнул – и запутал удочку ещё больше».

У деревенского друга Борьки он учится не только рыбачить, но и узнает много того, что никогда бы не узнал, продолжая жить в своей «тепличной обстановке».

«Петьке не верилось, что из такой крошки может вырасти могучая сосна и упруго качаться на ветру. Но не посмел усомниться и осторожно взял с Борькиной ладони невесомое семя с коричневатым прозрачным крылышком, как у мухи или пчелы.
-А крыло зачем?
-Чтобы ветер уносил подальше. Под старой сосной молодь плохо растет. Чему вас там, в Москве только учат?
-Мы ботанику ещё не проходили, – покраснел Петька.
-Ничего, – смилостивился Борька. – Откуда тебе, городскому, про это знать? В Москве и деревьев – то, небось, нет, один камень.
Деревья в Москве были, и даже немало, но какие – Петька не очень знал и решил, что лучше промолчать».

Собирая чернику, Петька учится терпению, и тому, что нужно думать не только о себе, но и заботиться о близких:

«Если бы рядом были папа и мама, Петька бы уже давно ныл, ругал комаров и чернику, а скорее всего, сидел бы под деревом и требовал, чтобы все шли домой, потому что ему скучно. А мама и папа злились бы, нервничали, кричали на него, а он Петька, понимал бы, что им дорого его самочувствие и настроение. Но сейчас, когда можно было бросить эту тяжелую работу в любой момент, он упорно трудился, потому что за него это дело не сделал бы сейчас никто»

Наверняка, современные дети обнаружат в повести полное отсутствие интернета, и привычных для них гаджетов. Но герои Г. Книжника вполне превосходно обходятся без всего этого. Их деревенский отдых проходит в других, гораздо более интересных занятиях и реальных приключениях.

Летние каникулы подошли к концу, и Петька стал совершенно другим человеком. И стирать, и сам себе готовить и, даже постоять за себя теперь умеет…

«Внутри разливалась огромная горячая радость: он, Петька Тёткин, жиртрест и трус, гнал грозного и беспощадного, внушающего ужас Витьку, гнал, как зайца, как малыша какого-нибудь, не отставал от него и, может быть, даже догнал бы, если бы не упал. И даже не упал бы, если бы Витька хитро и подло, как ему положено, не метнулся в сторону. И Петька гордо вытянулся в пыли. Слёзы высохли.
-Вставай, Петька, – и сказал Борька и потянул его за руку.- Палку-то брось, не вернется Витька, здорово ты его напугал».

Иллюстрации Геннадия Ясинского прекрасно передают деревенский колорит, создают запоминающиеся образы героев книги.

Я рекомендую эту книгу не только детям и учащимся начальных классов, но и для совместного чтения с дошкольниками с последующим разбором поступков на: «хорошо/плохо» и «как бы поступил ты?» Кроме того, в книге хорошо представлены различные стили воспитания, включая гиперопеку, что окажется не маловажным для родителей.

Колесникова О. Н., библиотекарь ЦДБ