НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Крапивин, Владислав Петрович (детский писатель; 1938- ).
Бабушкин внук и его братья [Текст]: [для среднего и старшего школьного возраста] / Владислав Крапивин; [худож. Е. Ремизова]. - Москва: Энас-книга, 2016. - 317, [2] с.: ил. - (Куда уходит детство)
Имеются экземпляры:
01, 02, 03, 05, 07, ЦДБ, 08, 10.

В детстве моей самой первой книгой Владислава Крапивина была повесть «Всадники со станции Роса». Я росла, и росло число книг, помогающих мне вначале взрослеть, а потом – просто жить. И среди них книги свердловского писателя не потерялись, не «спрятались» за «спинами» более именитых соплеменников. Всегда – и тогда и сейчас! – было удивительное предчувствие открытия: еще одной, непрочитанной до этого, повести, еще одной встречи с обаятельными крапивинскими мальчишками, еще одного жанра (от поэзии до философской фантастики!), подаренного читателям…

Прошло столько лет, и вдруг оказалось, что даже сейчас мне есть, что открыть у любимого писателя. Да, повесть написана несколько лет назад, но я взяла в руки эту книгу только недавно. Совершенно негероическое название, уютная, как старая шаль, обложка и – целый вечер чтения. Всем знакомое снисходительно-оскорбительное словосочетание «мамочкин сынок» превращенное Крапивиным в «бабушкиного внука» абсолютно точно передает человеческую суть Александра-Альки - главного героя повести. При частом отсутствии работающих родителей, его действительно воспитывала бабушка. И воспитала она человека с повышенным чувством ответственности за все, что происходит вокруг. Для него нет понятия «не мои братья», будь то совершенно неизвестный рядовой 19 лет Евгений Стаков, погибший в «горячей точке» (за окном – девяностые!), или худенький девятилетний Арунас, попросившийся встречать чужую маму, потому что его мать – погибла…

Только дойдя до конца истории, начинаешь понимать, почему Крапивин выбрал такой странный эпиграф для невоенной повести:

Ты каждый раз, ложась в постель,
Смотри во тьму окна,
И помни, что метет метель,
И что идет война.
С.Маршак

Под уютной обложкой, в обычных событиях, эта война действительно идет: с внутренней трусостью и страхом, с теми, кто может поджечь дом с находящейся в нем семьей, чтобы «освободить» престижный участок в центре города, война с ложью, торжествующей нередко рядом с нами, и убивающей не хуже пули.

И все-таки, даже рассказывая о грустном и тяжелом, писатель дарит читателям надежду. Алька удивляется однажды сам себе: «Мы вбежали в школу, и там было тепло и уютно. В этой школе мне всегда было уютно». То же – с романами Крапивина. С ними –– уютно. Потому что его герои умеют дружить, понимать, верить. И не умеют предавать.

Не могу удержаться еще от одной цитаты: «Он говорил со мной, как будто со взрослым. Я не удивился бы, если бы он вдруг сказал мне «Вы»

Это – о самом – Владиславе Петровиче Крапивине. Нельзя не почувствовать это уважительное «Вы», если перед вами его книга. Проверьте сами!

Виктория Николашина, библиотекарь детской библиотеки № 10 им. Николая Носова