НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Яковлева, Ю.
Ленинградские сказки: кн.1. Дети ворона: 1938 год / Юлия Яковлева; [худож. В. Мяконькина]. — Москва: Самокат, 2016. — 259 с.: ил.
Имеются экземпляры в библиотеках: ЦРБ, 05, 06, 07, 09, ЦДБ, 08, 10, 11, 13, 01, 02, 03, 04, 12 .

 

События в книге происходят в 1938 году, во времена сталинских репрессий. Действия разворачиваются в Ленинграде, и сюжет закручивается вокруг самой обычной советской семьи, которая ничем не отличалась от других: мама, папа, дети, комната в коммуналке. В какой-то момент сначала папу, а после маму с самым младшим ребенком забирают «Черные вороны», что значит только то, что папа и мама «шпионы, предатели», а, стало быть, их дети, Шурка и Таня, которым 9 и 11 лет, являются «шпионскими выродками». Дети не сразу понимают, куда пропали их родители и пускаются на поиски по всему Ленинграду. Они попадают в другую реальность, в не-Ленинград, серый и мрачный, где нет Эрмитажа и Петропавловской крепости, где люди не замечают трагедии других, а боятся и доносят друг на друга.

Книга, с одной стороны, почти исторически подлинная – вся суть сталинской эпохи выражена в простом тексте. Но с другой – это мрачная сказка для детей. Здесь и говорящие птицы с животными, и стены, которые имеют глаза и уши, это сказка, в которой возможно стать невидимкой для всех. Книга тревожная по сюжету, страшная. Тогда были тяжелые времена и культ личности вождя, но читать об этом еще и с какой-то мистикой очень сложно. По-моему, читающий эту книгу ребенок, не сможет отделить правду от мистики. Вообще, на протяжении всей книги создается впечатление, что все люди того времени какие-то злые и трусливые. Какая-то мрачная, даже тяжелая атмосфера на страницах книги: неприятные люди, неустроенный быт, повсюду трусость и предательство. Детей гонят и ненавидят, ведь они «дети шпионов». И тогда Шурка решится на отчаянный поступок: он отправится в логово самого Ворона. Элементы сказки пронизывают текст и делают его сюрреалистическим: говорящие птицы, у стен вырастают глаза и уши, а Шурка становится невидимкой, через него проходят люди, он не может с ними ни поговорить, ни прикоснуться, они просто не видят его, не обращают внимания. Шурка понимает причину похищения родителей – это дети, которые забудут прошлое, родителей, и станут безликой серой массой, несущей идеи Ворона. Пионерия, дробь барабана, четкий строй одинаково остриженных детей, идущих вперед, – это страшит и пугает. Но мне нравится настрой Шурки: «Так вот что значит – не бояться, это значит – очень-очень бояться, но все равно идти вперед, только вперед». И Шурка спасает брата, находит сестру и тетю. Но непонятна дальнейшая жизнь Шурки, слишком мрачно и страшно описаны автором события. Равнодушие, трусость, безразличие взрослых и мужество детей в тяжелые времена, безысходность, предательство и серость во времена Большого террора – вот чем пронизана книга.

Рекомендую читать эту книгу с 12 лет, обязательно в сопровождении взрослого, чтобы разъяснить правду и вымысел, так тесно переплетенные в этой сказке.

Бушмакина Н.В., зав. библиотекой № 12