НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Киери, Катарина (1965- ).
Совсем не Аполлон [Текст]: [повесть: для старшего школьного возраста] / Катарина Киери; пер. со швед. Лидии Стародубцевой. - Москва: КомпасГид, 2012. - 190, [1] с. - (Поколение www.).
Имеются экземпляры в библиотеках: ЦРБ, 01, 04, 05, 06, 07, 12, ЦДБ, 08, 10, 11.

 

Поэтам следует печаль,
А жизни следует разлука.
Меня погладит по плечам
Строка твоя рукою друга.

Геннадий Шпаликов.

Книгу «Совсем не Аполлон» шведской писательницы Катарины Киери о пятнадцатилетней школьнице Лауре, её семье и друзьях вряд ли можно отнести к разделу вечной классики. Вы не найдете в ней изысканных стилистических приемов, постмодернистской игры или закрученного сюжета. В этой книге важно другое. Перед нами своеобразная энциклопедия внутреннего мира девушки-подростка. Как и все в этом возрасте, она проходит через первое серьезное чувство, непонимание родителей, конфликт с лучшей подругой, столкновения с одноклассниками, и, как результат – через одиночество, растерянность, смятение. Скупыми изобразительными средствами, сдержанно и неторопливо автор проводит свою героиню по лабиринту непростых, порой мучительных, щекотливых жизненных ситуаций.

Вместе с Лаурой мы имеем возможность внимательно всмотреться в скрытый от окружающих мир переживаний пятнадцатилетнего человека. Как зачастую неуютен этот мир между детством и взрослостью... Хорошо, что Лаура наделена даром размышлять и задавать себе вопросы, даже находясь в эпицентре бури нахлынувших чувств и эмоций. Это не холодные отстраненные рассуждения свысока, а непосредственное «мыслечувствие», работа с собственными переживаниями, переработка их в материал для вдумчивого созерцания. Мы проживем с Лаурой несколько недель день за днем и, благодаря её искренности, сможем увидеть тайники души в трудный период рождения девушки из девочки-подростка. Окунемся в поток её жизни, который, как и у всех, состоит из мелких и мельчайших движений – слов, поступков, оценок, суждений, фантазий... Их диктуют нам обстоятельства и отношения, которыми мы связаны, а они, в свою очередь, создают и изменяют эти отношения.

Книга не предлагает готовых решений, это не руководство в духе Дейла Карнеги. Вместе с тем, она может помочь найти верный ход в разных житейских ситуациях. Автор ненавязчиво подводит повествование к тому, как тот или иной поступок, фраза способствуют разрешению конфликта или заводят его в тупик. Но главное, девушка (а книга адресована, прежде всего, читательницам) сможет увидеть, что она не одинока со своими проблемами, в них нет ничего зазорного или необычного. Схожие конфликты, ошибки, сомнения волнуют её сверстниц, а значит, есть общие, универсальные пути их преодоления. Например, Лаура, как многие, проигрывает в уме воображаемые диалоги, чтобы облегчить выход из кажущейся неловкой ситуации. Внимательный читатель найдет в тексте подсказки, какие музыка и книги помогают справиться с одиночеством.

Завязкой истории служит появление в школе нового учителя математики, и невольное чувство влюбленности, связанное с ним. Но замысел и содержание книги гораздо шире этой, действительно, важной темы. Предательство лучшей подруги, непростые отношения с мамой, собственное творчество станут более серьезным испытанием и многое изменят в жизни Лауры. К сожалению, издательская аннотация, легкомысленное название и обложка не вполне соответствуют устремлениям автора. В значительной степени книга адресована и взрослым: родителям, учителям. Она не просто еще раз убедительно показывает, насколько болезненны и драматичны переживания повседневности даже у «нормального», благополучного подростка. Внимательный читатель сможет уловить сомнения автора в линии поведения взрослых, выбранной ими из лучших побуждений. Она воздерживается от прямых оценок, тем более осуждения, но призывает быть ещё внимательнее: даже симпатию и доброжелательность подростки воспринимают по-иному, а неумелые попытки разобраться и помочь могут лишь усугубить проблемы. В любом случае, книга и намеченные в ней коллизии могут помочь через сопереживание успешнее справляться с трудной работой понимания себя и окружающих, служить материалом и поводом дальнейших размышлений и дискуссий.

Инна Попович