НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Игнатова, Анна Сергеевна (детская писательница; 1973- ).
Верю - не верю [Текст]: [приключенческая повесть: для читателей старше 10 лет] / Анна Игнатова; [худож. Ольга Закис]. - Москва: Аквилегия-М, 2014. - 283, [3] с.: ил.
Имеются экземпляры в библиотеках: 10, 11, 12, ЦРБ, 05, 06, ЦДБ, 08.

 

«Верю – не верю» – повесть, полная яркой изобретательной выдумки, вошла в шорт-лист Всероссийского конкурса «Книга года: выбирают дети» 2012 года.

Вместе с героем Алексеем Никитиным юному читателю предстоит пережить немало самых невероятных, захватывающих событий. Заблудившись в лесу, двенадцатилетний Алеша попадает в загадочную страну СЕМИ СОВ, очень похожую на наш привычный мир. Больше всего его поражает, что «живут они без вранья». «Ведь неплохо живут, кажется. Домики ухоженные, изгороди аккуратные, огородики, фонтанчики… Все налажено, все работает», – размышляет Алеша. Отношения между людьми добрые, доверительные. В изумление приводит Алешу то, что «эти правдолюбцы совсем не знали мировой классики, фольклора и современных произведений! Это было удивительно, если учесть, насколько совпадали два мира, тот и другой…, а Шекспира, Пушкина и Толкиена не знали!

Мир переживаний главного героя описан автором с тонкой наблюдательностью. Чтобы понравиться девочке Иве и двум ее подругам Василькам, наш герой придумывает нелепую историю о том, что он умеет летать. Вот перед нами Алеша – лучший рассказчик, он с большим воодушевлением открывает своим новым друзьям трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». «Похоже, я им впервые перевернул душу», – торжественно подумал Алеша. Он был очень горд. Особые свойства и черты детского воображения понятны и близки Анне Игнатовой, с тонким юмором рисует она пребывание Алеши в стране «честных». Здравый смысл главного героя, логично думающего, помогает ему спасти от неминуемой смерти доктора, поставившего неправильный диагноз. Что же касается его «небылицы» о полетах, мы наблюдаем внутренне перерождение Алеши. Он вдруг понимает чудовищность своего вранья, которое чуть не погубило двух замечательных, искренних, доверчивых девчушек Васильков, которые поверили пришельцу из другого мира. Он называет себя «Негодяй! Мерзавец! Врун несчастный! Убийца!» и идет умирать. (В этой стране «убийц вообще не наказывают, их и так жалко. Они не выдерживают сознания собственной вины и бросаются с обрыва в туман»). Подруга Ива, которая лучше всех его понимает, пытается спасти его, объясняя, что это был несчастный случай. Но он не может смириться с этим и прыгает с обрыва, а верная Ива бросается следом. Наши герои перемещаются в пространстве и возвращаются в мир Алеши Никитина.

Если в первой части повести мы узнали, «как легко и весело жилось вруну среди честных», то во второй части мы узнаем, «каково жить честному человеку среди лжецов». «Бедная, – подумал Леша. – Ничего-то не понимает. Ей у нас хуже, чем иностранцу. Тому хоть перевести можно...» «Ребята, я с ума сойду, – пробормотала Ива. – Никто не хочет, чтобы его считали обманщиком, и сам в то же время никому не верит, всегда начеку, всегда ждет подвоха…» С большой симпатией Анна Игнатова относится к своей героине. Ива натура цельная, яркая, она настоящая. И ради Алеши и спасения друзей она вынуждена сказать неправду. Автором подчеркивается психология лжи: ложь во спасение имеет право на существование.

Написанная с большой любовью повесть «Верю – не верю», будет волновать как юного, так и взрослого читателя. Будет интересна она и учителям, так как в повести с тонкой иронией автор описывает систему образования. Рекомендую книгу для семейного чтения вслух, получите огромное удовольствие.

Г. Иванова, библиотекарь ЦРБ им. Л. Соболева