НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Михасенко, Геннадий Павлович (1936-1994).
Милый Эп [Текст]: [повесть: для среднего школьного возраста] / Геннадий Михасенко. - Москва: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 254, [1] с. - (Любимое чтение / оформ. сер. А. Кудрявцева).

Имеются экземпляры в библиотеках: 10, ЦДБ, 05, ЦРБ, 08, 11, 12, 06, 01, 02, 03, 04, 13.

 

Ты здесь найдешь воспоминанья,
Быть может, милых сердцу дней,
Противуречия страстей,
Мечты знакомые, знакомые страданья
И тайный глас души моей.

(А.С. Пушкин)

Более двадцати лет не переиздавалась повесть Геннадия Михасенко «Милый Эп», и, конечно, успела за это время выпасть из книжного кругозора молодых читателей. А возвращение её совсем не случайно – настоящая литература не устаревает и не тускнеет со временем. Не так часто встречаются книги, где с такой добротой, без ханжества и надрыва, просто и увлекательно рассказывалось бы о жизни 15-16-летнего человека, о самых трудных и самых светлых ее моментах. Перед нами, прежде всего, добрая книга!

«Класса до седьмого я не отделял себя от родителей, и дом наш наполнялся для меня счастьем, когда мать с отцом являлись с работы. Я летел к порогу, услыша долгожданное шебаршение ключа в замочной скважине, и если не кидался на шею, то приплясывал и скулил от восторга, как щенок, просидевший весь день взаперти. Теперь я не бросался к порогу, а просто молча радовался, что вот они возвращаются, что сейчас будем ужинать и только бы поменьше суетливо-дежурных расспросов, а о главном я сам расскажу».

«Милый», на мой взгляд, не совсем точное слово для характеристики главного героя старшеклассника Аскольда Эпова. Милым могут назвать человека обаятельного, но угодливого или пустого, а Эп – добрый, умный и совестливый. Его скорее можно назвать симпатичным: с первых и до последних страниц он вызывает теплое чувство симпатии. Что не мешает ему вступать в конфликты с людьми, в том числе с самыми близкими и родными. Обостренное чувство справедливости, личной независимости и самостоятельности толкают Эпа на поступки для него самого неожиданные и мучительные: нагрубил учительнице, расквасил нос однокласснику, поскандалил на родительском собрании… К счастью, из сложных ситуаций Эп, благодаря внутренним качествам, работе над собой и не без поддержки окружающих, выходит с честью. Исподволь автор дает нам возможность увидеть, что трудный характер взрослеющего человека вовсе не означает «трудного подростка». Перед нами, без сомнения, нужная книга!

«Ужас как тесно соседствуют добро и зло! Научиться бы так управлять своей жизнью, чтобы все в ней было хорошо! Но управься я вчера по-хорошему, не уйди с уроков, не обидь Светлану Петровну – я бы не встретил Валю. Все сложно и перепутано!»

Самые светлые и самые сильные страницы повести связаны с чувством первой взаимной любви героев. В нем всегда перемешаны радость и отчаяние, смех и слезы, ревность и преклонение, боль и нежность. Очень тонко автор рисует нам оттенки переживаний влюбленных, их поступки навстречу захватившему чувству. Эп – романтик и мечтатель с огромным запасом внутренней свободы и поэтической душой. Не случайно в анкете он назовет Пушкина лучшим поэтом современности. На самом деле, это очень романтичная книга!

«Приглядываясь и прислушиваясь к весеннему утру, я, однако, больше внимал себе – во мне тоже шла какая-то весенняя реакция. Из мутной смеси вчерашних событий за ночь в сердце моем вдруг выпал пуховый осадок, и, еще не проснувшись, я радостно понял, что это связано с Валей, с тем, что живет на свете такая красивая девчонка сорвиголова, что она знает меня и что у нас с ней есть даже что-то недосказанное».

Читая повесть, как-то забываешь, что писалась она в начале 70-х годов прошлого века, когда не было не только компьютеров, – телевизор с телефоном были далеко не в каждой квартире. Но герои, их слова и поступки, близки нам и понятны, и в этом еще одна заслуга повести. Она говорит о самом важном на все времена и как бы перекидывает мостик из прошлого в наше с вами «сегодня», и мы, смотрясь как в зеркало, лучше понимаем и узнаем себя.

Инна Попович