НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Дорофеев, Александр Дмитриевич (1952- ).
Путь самурая [Текст]: повесть на чешуе японского карпа, с его же примечаниями: [история из жизни Средневековой Японии: для среднего школьного возраста] / Александр Дорофеев. - Москва: Белый город, 2008. - 57, [6] с. с.: цв. ил. - (Исторический роман).

Имеются экземпляры в библиотеках: 08, 10, 04, 11, ЦДБ, 06, 05, 01, 12, ЦРБ, 02.

 

«Ты храбр, но милосерден в бою! Ты нежный воин,
а это и означает быть истинным самураем».

«Путь самурая: повесть на чешуе японского карпа, с его же примечаниями» Александра Дорофеева – изящная стилизация причудливых японских средневековых сказаний. Светлая, жизнерадостная повесть-сказка благодаря мастерству рассказчика и множеству достоверных подробностей уносит нас в те времена, когда жизнь богов, духов и людей была неразделима, а благородство было выше истины и жизни. Но история о Сяку Кэн – мальчике из семьи самурая, ставшем ронином в эпоху междоусобных войн XV века, совсем не детская, а весьма жестокая и кровавая. Таков бусидо – путь воина – для каждого, кто ступил на него. «Смерть не надо бояться, но следует уважать. То же самое могу сказать и о жизни. С одной только разницей – ее надо любить! И тогда, когда она хороша, и тогда, когда одни несчастья. Жизнь, скажу тебе по секрету, – это Бог. Он любит, сомневается, страдает, мучается, но сквозь все это опять-таки любит».

Хотелось бы обратить внимание на неповторимый язык и стиль Александра Дорофеева, плотную и невесомую ткань его прозы. Бережно переплавив остросюжетный исторический материал в мудрую повесть-притчу, автор создал особый мир, достоверный и убедительный, в котором герои не только существуют, но и мыслят в духе мифологичной повседневности эпохи сёгунов. При этом автор весьма изобретательно и остроумно вплетает в повествование нашу современность. В результате можно уловить интересный «оптический» эффект: вместе с героями повести мы имеем возможность заглянуть в далекое прошлое средневековой Японии, а оттуда их глазами посмотреть на окружающую нас жизнь. Получается очень интересно и неожиданно, есть о чем задуматься. «Если поймешь, что все едино в этом мире, то навсегда позабудешь об одиночестве. В горах и реках, в скалах и пещерах, в деревьях и травах, в любой пылинке и капле та же жизнь, что и в тебе».

Путь самурая не может быть легким и безоблачным. В результате череды кровавых убийств Сяку Кэн теряет всех, кто ему дорог, и вынужден, вопреки желанию, стать ронином, что в переводе означает "человек-волна". Отныне его путь лежит через холмы и горные отроги, через бамбуковые рощи и леса криптомерий. Ему приходится сражаться, наносить увечья и убивать – описания боевых сцен в книге детальны и поэтичны, как и описания природы. Гибель и смерть его будут так же необычны, как и пройденный путь, а умрет он, как подобает самураю – с улыбкой на устах, не выпустив меч из рук. «Сяку Кэн вдруг вспомнил учение о четырех благородных истинах. Существует страдание. Его причина. Освобождение. И путь к нему».

Книга богато иллюстрирована репродукциями японской живописи, в том числе кисти таких знамениты художников как Хиросигэ и Хокусай, а также фотографиями исторических артефактов: мечей, статуэток, пагод и других. Интересно все это рассматривать, хотя к тексту картинки имеют мало отношения, и он вполне заслуживает самостоятельной авторской иллюстрации. В целом книга производит отрадное впечатление качественной литературы для всех возрастов. Сплав фантазии и реальности, парадоксов и шуток, нонсенса и волшебства хотелось бы сравнить с кэрролловской «Алисой», но можно быть уверенным, что перед нами совсем особенная, ни на что не похожая книга.

Инна Попович