НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Май 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Черкашин, Г. А.
Кукла [Текст]: [рассказ] / Г. Черкашин; рис. Г. А. В. Траугот. - Москва: Речь, 2013. - 38, [1] с.: цв. ил. - 6+.

Имеются экземпляры в библиотеках: 01, 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦДБ, ЦРБ.

 

В преддверии 27 января – дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – хотелось бы порекомендовать родителям и школьникам эту небольшую книгу. О блокаде для детей написано немало. Достаточно вспомнить и книгу Н. Ходза «Дорога жизни», и произведения С. П. Алексеева, и повесть Л. Никольской «Должна остаться живой», стихотворения, сборники.

Рассказ Геннадия Александровича Черкашина «Кукла» – повествование о детстве в блокадном городе, а позже и в освобожденном Ленинграде. Здесь нет ни ярких батальных, ни ужасных реалистичных сцен из жизни ленинградцев. Повествование «течет» маленьким ручейком детских воспоминаний девочки:

«Еще помнила девочка, как они с мамой ходили с санками и с ведром и с бидончиком на Неву, к проруби, за водой. Она помнила, что в одном месте на проспекте на боку лежал трамвай – большой, заиндевевший, присыпанный снежком трамвай с прижатой к крыше дугой и заиндевевшими колесами. «Что это с трамваем? – спросила девочка. – Он что, спит?» – «Да, – сказала мама. – Он как наша соседка: она легла спать и не проснулась». – «Почему наша соседка не проснулась?» – спросила девочка. «У нее уже не было сил проснуться, – сказала мама, – и она замерзла».

В памяти ребенка остались лишь небольшие эпизоды из военного детства: бабушка, которой мама одолжила свой бидончик для воды, поездка по Ладожскому озеру и бомбардировка, «взрывы бомб впереди, завывание мотора, плач какого-то мальчика, шепот мамы: «Потерпите, ребята, уже недолго осталось, а когда мы приедем, то всех нас напоят сладким горячим чаем».

Атмосфера блокадной жизни очень тонко, штрихами передается автором: это и чай-кипяток «белая ночь», и огонь в буржуйке от вспыхнувшей газеты, и вещи погибших горожан, переданные родственниками в скупку.

Все, что связывает девочку с ее семьей, умершими бабушкой и дедушкой, – это любимая кукла Маша. Именно кукле рассказывает героиня все школьные события, читает любимые книжки, показывает картинки. Игрушка, подарок деда, последняя связующая нить с довоенной жизнью.

Финал рассказа нельзя назвать счастливым. Но и трагическим, фатальным его тоже не назовешь. Кукла не вернулась к своей хозяйке. Но главное, что и девочка, и мама остались живы, вернулись в свой город:

«Мама не смотрела на девочку. Она сидела, не шелохнувшись, и смотрела на крышу противоположного дома. Девочка подошла к ней и провела рукой по ее рано поседевшим волосам.

– Ничего, мама, – сказала девочка. – Ничего...»

У героини нет имени, а значит, такая история могла произойти с самой обычной ленинградской девочкой.

Эту книгу нужно читать современным детям, чтобы ручеек воспоминаний не иссяк!

Назаровская Я. Г., главный библиограф Центральной детской библиотеки