НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система
Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64
Назаркин Н.Н. Мандариновые острова
Назаркин Н.Н.
Мандариновые острова [Текст]: маленькая повесть: [для среднего школьного возраста] / Николай Назаркин; [ил. Марии Волохонской]. - Москва: Издательский дом Мещерякова, 2013. - 108, [3] с.: ил. - (NET.NA.KARTE). - 12+.
Имеются экземпляры в библиотеках: 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, ЦДБ.
Книги Николая Назаркина понравились мне сразу. Наверное, потому, что с атмосферой детской больницы, детских игр в палатах, процедурами я тоже знакома непонаслышке. Я тоже вспоминаю рыбок, человечков, раскрашенных зеленкой и сделанных из систем для капельниц. Но с книгами писателя вся медицинская составляющая уходит на второй план, а остается повествование о ребятах, их шалостях, фантазиях. К тому же автор пишет на хорошем, понятном для подростков литературном языке.
Есть еще одна причина, почему мне интересно творчество молодого писателя. Николай Назаркин – мой коллега. В 2000 году он закончил Московский государственный университет культуры и проработал полтора года в Российской государственной детской библиотеке. А еще он является лауреатом Малой премии «Заветная мечта» (2006) и премии литературы для подростков «Книгуру» (2012).
Книги автора («Изумрудная рыбка», «Мандариновые острова») учат читателей сопереживанию и восприятию мира вокруг нас. Мира такого разного, сложного, но необходимого для всех.
О своем детстве писатель вспоминал так: «Я знаю, о чём пишу. Так уж получилось, что в силу специфики моего заболевания я примерно половину каждого учебного года своей школьной жизни был ну абсолютно «нормален» (на воротах стоял, играя за дворовую хоккейную команду, и по карьерам лазил), а половину – ну типичным инвалидом. Костыли, больницы и прочие прелести. Так что на жизнь и с той, и с другой стороны инвалидного кресла поглядел. Одноклассники как-то быстро приняли такой странный образ жизни: дети всегда легче всё странное воспринимают. А вот среди взрослых (говорю сейчас об учителях в основном) были и такие, которые, кроме выражения пресловутой жалости, не знали, что со мной делать». (Назаркин, Н. Жалко – у пчелки [Электронный ресурс ] / Николай Назаркин.- Режим доступа: http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200901113).
Лейтмотивом творчества Н. Назаркина стала тема сопереживания людям с особыми физическими возможностями.
«Не стоит учить взрослых детей жалости по отношению к инвалидам. А чему стоит? А стоит, на мой взгляд, учить всего лишь двум вещам. И первая – это сопереживание. Сопереживание. Почему именно оно, а не сочувствие или сострадание? А потому, что сопереживать, переживать вместе, можно только какие-то конкретные жизненные проблемы, которые частенько удаётся тут же решить или исправить (…) Ну а вторая вещь, которой стоит учить детей в связи с инвалидами и инвалидностью? Она тесно связана с сопереживанием. Это понимание, что инвалидность – не что-то абстрактное, где-то там, далеко-далеко, а то, что может случиться с любым». (Назаркин, Н. Жалко – у пчелки [Электронный ресурс ] / Николай Назаркин.- Режим доступа: http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200901113).
Лева Зинченко, Пашка, Толик, Коля Кашкин, пациенты детской больницы, придумывают необычные острова:
«Пока я ехал, я все думал, с чего же начинать рисовать остров. Ведь это же не просто так, какой-нибудь берег нарисовать, деревья там, песочек… Не. Нам пейзаж не нужен! Нам план нужен. Карта, иначе говоря».
И уж если у ребят получилось выдумать остров, то какой же остров без приключений?!
Книги Н. Назаркина помогут читателям научиться сопереживать, вынести испытания болезнью, научат жить дальше.
Произведения автора полезно включать в списки литературы по библиотерапии, потому что они несут свет, внимание к окружающим, веру в друзей.
Читайте книги, делайте добро!
Назаровская Я.Г., главный библиограф
Центральной детской библиотеки