НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система
Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64
День памяти Николая Носова
26 июля – день памяти Николая Носова... Какая грустная дата! Она абсолютно не совмещается с человеком, который для нас такой же живой, как его веселые и нескучные истории.
Вы удивитесь, но почему-то именно по отношению к Николаю Николаевичу Носову существует загадочный парадокс: нет человека, которому бы не было знакомо это просто, легко звучащее писательское имя, но нет и тех, кто много знает о нем.
В автобиографии Николай Николаевич очень краток. И за сухими строчками не увидеть маленький поселок Ирпень неподалеку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актера (смотря по обстоятельствам) Николая Носова. А через несколько лет разразилась гражданская война, и вся семья переболела тифом, а Коля болел дольше всех. Все выжили, и это воспринималось как чудо в то время. Носов на всю жизнь запомнил, как мама плакала от радости, когда он выздоровел: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».
А потом все трудные годы голода он спасал свою семью, работая газетным торговцем, землекопом, косарём, а после окончания гимназии – чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, и на частном кирпичном заводе в городе Буча.
Была в те годы, к счастью, не только работа, еще и множество увлечений: учился играть на скрипке, занимался химией, фотографией, шахматами. Даже собак дрессировал! А еще выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской школьной сцене «Тараса Бульбу». И ощущал себя в душе «Шерлоком Холмсом, Оводом и Христофором Колумбом – одним в трех лицах; и если уж говорить до конца правду, то капитан Немо – это тоже был я».
Потом, закончив, Московский институт кинематографии, больше 20 лет жизни Николай Носов отдаст кино, будет работать и художником-мультипликатором, и постановщиком, и режиссером.
Может, потому и читаются легко – словно смотрятся на экране – книги писателя, ставшие не сразу, только в 30 лет, основным, и самым-самым любимым делом.
Веселые рассказы для детей и о детях все начали появляться в журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник», на страницах газеты «Пионерская правда», а потом перебрались в книги.
Детство Носова пришлось на тяжелое время, но мы не найдем этого горького следа в его повестях и рассказах. Почему?
Попробуйте «достать» эту тайну «со дна колодца»: прочитайте удивительную «недетскую» книгу, которая так и называется «Тайна на дне колодца», вернитесь к трилогии о Незнайке (недаром Николай Носов признавался, что «Незнайка – это я сам»), поговорите во дворе на скамеечке с его героями.
И никогда не думайте, что Николай Николаевич Носов остался там, в детском далеке. Его хочется перечитывать всегда – с детьми, внуками, с самим собой наедине. И ловить тепло его книг, подбирая и оставляя на память яркий кленовый листочек с таким грустным и честным девизом – «всё видеть, никого не винить».
Николашина Виктория, библиотекарь 1 категории детской библиотеки № 10 им. Николая Носова