НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Октябрь 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

8 апреля в библиотеке им. Федора Абрамова состоялась очередная встреча из цикла «Всяк сущий в ней язык…», посвященного истории и современности коренных народов России. В этот раз темой встречи стали ханты и манси – народы угорской группы финно-угорской ветви уральской семьи языков.

Ханты и манси – коренные народы Западной Сибири, сегодня проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, на территории Тюменской области. Ханты и манси - так называемые малочисленные народы. Ханты насчитывают немногим более 20 т. человек, а численность манси не превышает 10 т. человек. Будучи титульной нацией в своей государственной автономии, по своему количеству, тем не менее, они являются там самыми малыми (разумеется, лишь в количественном отношении) народностями.

Угорские народы издревле обитали в районе Среднего Урала. Этногенез их сложен и до сих пор имеет много невыясненных вопросов, начиная с самого главного – были ли они автохтонами, т.е. сформировались на месте дальнейшего проживания, или подошли из более южных районов и частично ассимилировали, частично слились с местным уральским населением. Угорские народы, предки современных ханты, манси и венгров, обитали в регионе, где с ними взаимодействовали как другие уральские народы ‒ пермские финны, самодийцы, так и народы ираноязычные, позднее тюркоязычные. Это вызывало локальные миграции отдельных групп, усложняло этногенетические процессы. В I т. до н.э. угорская группа распалась на предков ханты и манси и предков венгров, которые позднее откочевали на запад, а со временем дошли до мест современного обитания – Прикарпатской низменности.

Ханты и манси расселились по рекам Обского бассейна – по Оби, в нижнем ее течении, где они соседствовали с ненцами, в среднем Приобье, по ее многочисленным притокам ‒ Иртышу, Тоболу, Тавде, Сосьве и др.

Географическое положение, как известно, является одним из решающих факторов в формировании типа хозяйства, образа жизни и, также, мировоззрения народа. Природные условия Западной Сибири, где располагались коренные ханты-мансийские территории, весьма суровы для людей. Короткое, не очень теплое лето, весьма холодная и продолжительная зима требовали от местных жителей много усилий для выживания, но обилие рек и озер снабжало не просто достаточным, но, при надобности, избыточным количеством самой разнообразной рыбы, лесотундровая зона обеспечивала добычу как пушного, так и мясного зверя, была возможность и для животноводства. Эта деятельность требовала от ханты и манси неусыпного труда и огромной самоотдачи. И они не только успешно приспособились к условиям жизни, но и смогли создать интересную материальную и богатейшую духовную культуру.

Постоянный ведущий встреч, историк С. В. Столярова, рассказала об уникальной системе природопользования у ханты и манси. Эту систему теперь исследователи называют «экологичной», т. к. строится она на принципе рационального, строго регламентированного и нормированного использования природных условий. Согласно представлениям обских угров (так условно-обобщенно по месту проживания называют ханты и манси) жизнь человека должна «встраиваться» в природу, ни в коем случае не ломая ее, нанося своей хозяйственной деятельностью минимальный урон и максимально его восполняя.

Было рассказано об истории освоения земель ханты и манси русскими, которые еще с XII начали проникать «за Камень», т.е. за Урал, в легендарную Югру. Югрой русские летописи, а вслед за ними и Западноевропейские письменные источники, называли земли угорских народов. Отряды русских первопроходцев, а за ними и переселенцы неустанно шли в Югру, влекомые неодолимой жаждой освоить край бесконечно (как тогда казалось) богатый пушным зверем, а стало быть, «мягкой рухлядью» ‒ пушниной, спрос на которою был огромен и на самой Руси и в Европе, и в странах Востока. Проникновение русских охотников за мехами, которые начинали осваивать ресурсы ханты-мансийских земель отнюдь не в потребительских, а в промышленных масштабах, противоречило исконной системе природопользования угорских народов и их традиционному мировоззрению. Это вызывало у остяков и вогулов (как до начала XX в. называли ханты и манси) довольно резкое сопротивление. К началу проникновения на их территории славян ханты и манси уже имели начатки государственности, выразившиеся в организации родовых объединений, довольно хорошо организованных как в социальном, так и в военном отношении. Руководили этими образованиями старейшины, являвшиеся одновременно и военными предводителями. В отечественной историографии эти родовые объединения условно называются «княжествами». Их в Приобъе было несколько, например, Кодское, Кондское, Пелымское, Обдорское и другие.

В беседе была затронута тема так называемого «покорения Ермаком Сибири». Это событие, без сомнения, одно из самых значимых в отечественной истории, но, и вместе с тем, одно из самых спорных по своему значению для истории Сибири, для судеб ее коренных народов и жизни пришлого русского населения.

Во встрече также приняли участие представители ямальского студенческого землячества в Санкт-ПетербургеКонев Алексей и Хороля Наталья, а также главный специалист Представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-ПетербургеЗверева Татьяна. Они рассказали о деятельности студенческой организации, показали и прокомментировали красочный видеофильм о культуре ханты и манси. Алексей Конев рассказал о развитии национальной культуры в округе. В дар библиотеке были преподнесены замечательные, уникальные книги о коренных народах Сибири, их истории, обычаях и традициях. Также, всем пришедшим гостям на встрече представители Ямальского землячества подарили журнал «Северяне».

Гости встречи проявили живой интерес к проблемам истории и современной жизни обско-угорских народов, приняли активное участие в вопросах, обсуждавшихся в беседе.

Традиционно к встрече была подготовлена книжно-иллюстративная выставка, при подготовке которой была использована служба МБА. Редкие издания из фондов РНБ и ЦГПБ им. В. В. Маяковского вызвали неподдельный интерес у гостей библиотеки.

Встреча «Финно-угорские народы Севера – ханты и манси» является заключительной в этом сезоне, следующая состоится осенью 2017 года.