НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Апрель 24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Яркий луч света, пронзающий повседневность, или отступник, свернувший с накатанной дороги маньеризма?

 Ни одной обнаженной женской натуры, грубое изображение святых, зловещий драматизм сюжетов, передаваемый с помощью света свечей, — все это об одном из самых безрассудных и темпераментных художников XVI века.

Микеланджело Меризи да Караваджо родился в конце сентября 1571 года. Исследователи не приходят к единому мнению относительно этой даты — одни указывают на 28 сентября, другие — на 29.

«Его обвиняли в игнорировании античного и ренессансного искусства, незнании правил, излишней "натуральности"».** Картины были скандальны, натуралистично изображенные святые оскорбляли чувства священнослужителей, однако, его реформистские идеи оказали колоссальное влияние на дальнейших последователей эпохи барокко — Питера Пауля Рубенса, Рембрандта Харменса ван Рейна.

Можно ли показать, как человек слаб, насколько противоречива и сложна его натура, как труден и наполнен тайной его жизненный путь, но сделать это игриво? Откройте для себя итальянского бунтаря и романтика.

В электронной библиотеки «Университетская библиотека онлайн» читаем яркие исследования, посвященные творческой жизни художника.

 

Кононенко, Р.

Т. 12. Микеланджело Меризи да Караваджо / Р. Кононенко. – Москва : Комсомольская правда : Директ-Медиа, 2009. – 49 с. : ил. – (Великие художники). 

Являясь основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века, Караваджо внес в него демократизм, повышенное чувство материальности, эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (в дальнейшем стиль Караваджо и его последователей получил название «караваджизм»). Живопись художника возникла как реакция на маньеризм; он попытался пойти новым путем, избрав направление натурализма, который отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Новую, психологическую интерпретацию получили традиционные религиозные темы. Святых Караваджо изображает не парящими в небесах с ангельской улыбкой, а твердо стоящими на земле, исполненными материальной весомости. Мастер внес огромный вклад в создание новых жанров живописи – натюрморта и бытового жанра, а также оказал значительное влияние на многих выдающихся европейских живописцев. Зрелые произведения Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой.

Электронная библиотека «Университетская библиотека онлайн».


Браун, М.

Всё, что вы знаете об искусстве – неправда : [16+] / М. Браун ; ред. И. Булатовский ; пер. Ю. Евсеевой. – Москва : Ад Маргинем Пресс, 2020. – 160 с.

Почему на самом деле Мона Лиза улыбается? Кто изобрел фотографию? Какая картина больше месяца висела вверх ногами, прежде чем кто-нибудь заметил? В мире изобразительного искусства нередко распространяются заблуждения: например, что все художники – молодые и бедные, или что Уолт Дисней действительно создал Микки Мауса. В этой книге раскрывается правда о первой фотобомбе в 1843 году, об уничтожении «Подсолнухов» Ван Гога во время Второй мировой войны, о том, как «Точечная картина» Дэмиена Хёрста была отправлена на Марс, и о многом другом.

 Электронная библиотека «Университетская библиотека онлайн».


Самые скандальные произведения искусства: альбом : [16+] / авт. тек. и сост. О. Киташова. – Москва ; Берлин : Директмедиа Паблишинг, 2019. – 142 с. : ил.

Представленный вниманию читателей альбом, в который вошли произведения искусства с XV века до наших дней, покажет, что на протяжении многих веков скандал и искусство шли рука об руку и что всегда были и будут такие художники, которые не могут оставаться в рамках «дозволенного». Иногда скандальной кажется форма произведения, отличающаяся от всего, что знала история прежде, ведь в таком случае ошарашенный зритель чувствует, как у него на глазах разрушаются представления о том, что он долгое время считал искусством, и с этим фактом бывает очень сложно смириться. Но особенно часто, как может заметить читатель, аура скандала сопровождает такие темы и сюжеты, в которых происходит столкновение сакрального и профанного.
Порой отдельные скандалы быстро сходят на нет, а иногда растягиваются на десятки или даже сотни лет. В любом случае споры, рождающиеся вокруг произведений искусства, дают нам лишний повод задуматься как о природе искусства, так и об основаниях тех ограничений, которые мы на него накладываем.

 

Электронная библиотека «Университетская библиотека онлайн».


Соколов, М. Н.

Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVII века. Реальность и символика / М. Н. Соколов. – Москва : Изобразительное искусство, 1994. – 290 с.

Книга доктора искусствоведения М. Н. Соколова, посвященная западноевропейской жанровой живописи XV–XVII веков, предлагает радикально новый взгляд на содержание светского искусства этого периода.

Шедевры Яна Ван Эйка, Босха, ДЮрера, Джорджоне, Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, Рубенса, Веласкеса, Халса, Вермера, Рембрандта и братьев Ленен рассматриваются в книге наряду со многими менее известными, но по-своему значительными произведениями. Самобытность аргументации в сочетании с богатством иллюстративного материала делает книгу увлекательной и для специалистов, и для широких кругов читателей.

Электронная библиотека «Университетская библиотека онлайн».


100 знаменитых художников. XIV–XVIII вв. / В. М. Скляренко, Т. Иовлева, Ю. Кустовская, И. Скачко. – Харьков : Фолио, 2007. – 510 с.

В творчестве мастеров прошедших эпох – от средневековья и Возрождения до Просвещения – чередовалось, сменяя друг друга, немало художественных направлений. И авторы книги, по мере возможности, постарались рассказать о самых замечательных их представителях. Наряду с этим не обойдены вниманием и достаточно интересные художники – кумиры своего времени, ныне незаслуженно забытые. На наш взгляд, без рассказа о них представление о художественной жизни той или иной эпохи было бы не полным.

 

Электронная библиотека «Университетская библиотека онлайн».

Н. Морозова, ведущий методист МИО

 

*Маньеризм – направление в западноевропейском искусстве XVI века, характеризующееся кризисом в итальянской живописи, когда искусство позирования и жеманность в изображении людей достигло пика.

**100 знаменитых художников. XIV–XVIII вв. / В. М. Скляренко, Т. Иовлева, Ю. Кустовская, И. Скачко. – Харьков : Фолио, 2007. – 510 с. - С. 191.

Изображения заимствованы из книги
Кононенко, Р. Т. 12. Микеланджело Меризи да Караваджо / Р. Кононенко. – Москва : Комсомольская правда : Директ-Медиа, 2009. – 49 с. : ил. (Электронная библиотека «Университетская библиотека онлайн»).